aldanov ([info]aldanov) wrote,
@ 2008-01-19 17:25:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Великая Древняя Греция, Историометрия, Технологическая цивилизация

Древняя Греция и первая научно-техническая революция.

Многие из читателей моих сообщений под тегами "Великая Древняя Греция" и "Технологическая цивилизация" возражали против сравнения Древней Греции и Европы.
Кажется, им был непонятен сам смысл этого сравнения, то есть для чего, скажем, я считаю разницу между социальными, техническими и научными изобретениями  и возвратом к ним или переоткрытием в средневековой Европе и даже Европе Нового времени. 
Многим почему-то кажется, что изобретения древних греков были случайными, потому были не востребованы и забыты. Все это, конечно, не так. Именно, что многое сохранилось, несмотря на уничтожение. К примеру, книги греческих астрономов в Европе XIII века начали переводить с арабского, на котором они сохранились, и отсюда возникла европейская астрономия.

Поток изобретений надо оценить, посмотреть, как он выглядел по векам, и как выглядел возврат к ним.
Пока я могу представить первый вариант такого графика (рис. 1), в дальнейшем будет его развитие. 


Рис. 1 Оцениваются социальные изобретения (организация общества и первые научные институты), технические (изобретения), научные (медицина, астрономия). В основном представлено то, о чем я рассказывал под тегом Технологическая цивилизация, кроме данных о расчетах астрономов, которые я предложу позже. 

График показывает, что число греческих инноваций увеличивалось со временем, следовательно, одни инновации способствовали другим. Падение началось с завования Древней Греции и ее колоний Древним Римом.
/Соблазнительно было б нанести на график и древнеримские изобретения, но их было бы немного/.
Возврат к тому, что создала Древняя Греция, в средневековой Европе был достаточно медленным, состоящим из нескольких этапов.
То есть только для Греции имеется типичное единство инноваций, и именно этот процесс можно назвать первой научно-технической революцией.

Мы могли бы с достаточной достоверностью предположить, что многое из того, что смогли созадать европейцы вплоть до XVI-XVII вв. так или иначе было знакомо древним грекам. Если об этом нет сведений, то кое-что может еще исправить археология.




(20 comments) - (Post a new comment)


[info]runixonline
2008-01-19 05:05 pm UTC (link)
Это чисто европейский момент - разрыв между европейской и древнегреческой традицией. Если же мы посмотрим на исторю шире - то через Византию и,особенно, Халифат идет непрерывное ,хотя и очень медленное, развитие.

(Reply to this) (Thread)


[info]aldanov
2008-01-19 05:36 pm UTC (link)
Насчет разрыва понятно. Откат начался уже Римом.
А вот насчет халифата - данных у меня мало, но вопрос поставлен интересно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]runixonline
2008-01-19 05:46 pm UTC (link)
В плане научно-технического прогресса особенно интересен Кордовский халифат, отложившийся после Аббасидского переворота. Там сделано удивительно много технических изобретений

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aldanov
2008-01-19 06:10 pm UTC (link)
А ссылку не дадите? Я б почитал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]runixonline
2008-01-19 06:49 pm UTC (link)
Сходу все ведет на христианисткие антиисламски сайты :)
Очень уж европейцам не нравится, что например ,"венецианское стекло" изобрели мавры , технологию производства бумаги (изначально египетскую) тоже взяли у мавров
Но для входа в поиск сгодится
здесь
или здесь (у них правда какой -то глюк на сайте -ссылки литературу все сгинули </i>

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aldanov
2008-01-21 07:50 am UTC (link)
Арабский вклад отмечается в энциклопедиях по изобретательству. Но надо его представить системно. В идеале - в виде графика, который более предметен, чем словесные описания.

(Reply to this) (Parent)


[info]runixonline
2008-01-19 05:50 pm UTC (link)
Впрочем особое положение Кордовы это может эффект близости к европе - восстановление научной традиции шло через него ..Может Багдадско - Дамасская традиция в Европе просто была известна хуже

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aldanov
2008-01-19 06:14 pm UTC (link)
И это может быть. Но, я помню, что алхимия тоже развивалась в Кордове.

(Reply to this) (Parent)


[info]_devol_
2008-01-19 05:24 pm UTC (link)
у вас 15-й век получился каким-то пустым....Хе-хе

(Reply to this) (Thread)


[info]aldanov
2008-01-19 05:38 pm UTC (link)
Да, в этом веке переоткрывали философию и отношение к миру. Ренессанс. Я это пока учесть не могу. Не могу инвентаризировать эти идеи.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_devol_
2008-01-19 08:51 pm UTC (link)
странно. По астрономии и навигации в 15-м веке кое-что было сделано недурственное...Посмотрите Региомонтана.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aldanov
2008-01-21 08:00 am UTC (link)
График немножко не о том. Он не о европейских изобретениях, а о переоткрытиях греческих. Или возврате к ним. 15-16 - это примерно тот же уровень, которого достигли греки.
В 17 веке появилась уже европейская оригинальная наука.

(Reply to this) (Parent)


[info]aldanov
2008-01-19 05:39 pm UTC (link)
Я ж сказал, что график первый, неполный.

(Reply to this) (Parent)


[info]neznaika_nalune
2008-01-19 06:46 pm UTC (link)
Крупнейшие технические достижения 15-го века - артиллерия, компас и кораблестроение, книгипечатание - имели начало в Китае, а не в античности

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vlad_nick
2008-01-20 11:36 pm UTC (link)
>артиллерия
Если насчет пороха могут быть сомнения, то артиллерия и ручной огнестрел - однозначно европейское изобретение

>кораблестроение
Ни один распространенный в Новое время тип европейского корабля не имеет и не может иметь ничего общего с джонкой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]neznaika_nalune
2008-01-21 04:34 am UTC (link)
Не джонки, конечно, в Китае 15-го века корабли были намного больше европейских
Ну и компас ещё - очень важно

(Reply to this) (Parent)


[info]vlad_nick
2008-01-20 11:37 pm UTC (link)
Кстати, артиллерию в 14м веке применили впервые.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]neznaika_nalune
2008-01-21 04:33 am UTC (link)
Да, но серьёзную роль она начала играть в 15-м веке

(Reply to this) (Parent)


[info]albiel
2008-01-19 06:17 pm UTC (link)
Ну, я уже выражал поддержку Вашей оценке соотношения развитий Греции/Европы.

Европейская часть графика отражает не количество европейских изобретений, а количество возвратов к греческим, я правильно понял?

(Reply to this) (Thread)


[info]aldanov
2008-01-21 07:45 am UTC (link)
Да, конечно. Вначале "открыли" высшие школы и медицину, потом научные коллекции, ботанические сады, музеи, потом астрономию, начали переоткрывать или припоминать технические изобретения. И в конце преподавание спорта, соревнования.

(Reply to this) (Parent)


(20 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…