Мамардашвили и Зиновьев.

Заинтересовался отношениями двух философов.
Оба были в большом фаворе у советской интелллигенции.
Оба были или казались знаками чего-то глубинного.
Зиновьев был еще и диссидент. Мамардашвили, можно сказать, внутренний эмигрант.

Но, после раскола в в 90-ых непрерывно и интенсивно развивавшегося в 60-ых-80-ых годах  интеллигентского дискурса (Стругацкие, Окуджава, Тарковский,  --- и много чего еще), даже потенциальное противопоставление вчерашних и позавчерашних друзей друг другу приобрело особенный, провидческий смысл.  Два философа стали примером из ряда парных символов раскола на пепелище лесного пожара, уничтожавшего буйную интеллигентскую поросль.
Два сильно обгоревших дерева среди таких же соседей и чахлых кустиков нового, вроде Галковского или Ашкерова.


Вообще ради выражения мнения Зиновьева о Мамардашвили достаточно было б и одного только рисунка.


aba

Но жаль тогда будет не вспомнить "Зияющих высот"  и образ Мыслителя-Мамардашвили.

" Мыслитель брал почти сырые куски мяса из закрытого распределителя мощной волосатой лапой с грязными ногтями, отправлял их в широко разверстую пасть и неторопливо жевал его с видом человека, делающего всем одолжение. Мыслитель был невероятно умный человек и понимал что Социолога и Супругу лучше не перебивать, так как они несут обычно чушь, а с Претендентом надо разговаривать жестами. Он всей своей могучей лысиной источал полное понимание мыслей Претендента и согласие с ними. Этот подонок недурно устроился, думал Он. Что же, такова жизнь. В этом мире только бездари и проходимцы процветают. Кстати, не забыть у него пару сотен занять. Мыслитель давно был должен Претенденту кучу денег, но сегодня ему деньги нужны до зареза. Надо отдать сто рублей за икону, которую он подарит итальянке, которая привезла ему в подарок вельветовые штаны и с которой он рассчитывал переспать, и отдать сто рублей за икону, которую он подарит француженке, которая привезла ему носки и которая рассчитывала переспать с ним. Великолепное мясо, сказал Мыслитель, когда Претендент умолк на мгновение, чтобы всунуть указательный палец между зубами и выковырять застрявший кусок. Претендент сказал, что ему это положено. Кстати, он говорил с Помощником. Мыслителя возьмут там на полставки. Распределитель у них не хуже. Ты не смотри, что у них вывеска неприличная. Там умнейшие люди сидят. Там тебе разрешат говорить такое, за что в любом другом месте дадут по шапке. Они же готовят людей не для нас, а для них. И уровень, само собой разумеется, должен быть выше. Зато ездить будешь. Они всех сотрудников с языками посылают лекции читать".

"
Сэкономив на желудке, делегация закупила пятьсот псевдозамшевых пиджаков, юбок и пальто и полторы тысячи штанов в обтяжку с кожаными заплатками и непонятной надписью «Маде заграницей». Мыслитель, посетивший на правах исключительной личности предосудительные заведения, привез две колоды игральных карт с изображениями голых женщин всех национальностей, кроме наших. В дороге он показывал картинки молодым сотрудницам и спрашивал их, поглаживая доброй мягкой рукой выше коленки и глядя в упор умными грустными глазами, где тут пресловутая порнография. Впечатление было ошеломляющее, и авторитет Мыслителя как выдающегося мыслителя сильно укрепился".

"Мыслитель знал, что он — самый умный и образованный человек в Ибанске. Он занимал пост в Журнале и был этим доволен, ибо большинство не имело и этого. Но он был недоволен, ибо другие занимали посты повыше. Поскольку все, не имеющие такого поста, были глупее его, он считал свое положение вполне заслуженным. Но поскольку все, имеющие более высокие посты были глупее его, он считал себя несправедливо обойденным. Он прекрасно понимал, что если бы он был поглупее, то и пост имел бы поболее. И ему от этого становилось мучительно жаль себя, и он еще сильнее презирал жителей Ибанска, вполне заслуживших это презрение всей своей прошлой историей. В глазах передовой мыслящей творческой интеллигенции Ибанска Мыслитель был как бы расстрелянным, причем расстрелянным, с одной стороны, несправедливо (или, скорее, незаконно), но, с другой стороны, вроде бы за дело, так как он имел мысли, выходящие за рамки. Мыслитель не жил, а выполнял Миссию и преследовал Цели. Какую Миссию и какие Цели, никто не знал. Но все знали, что они есть. Все говорили: как хорошо, что Там есть Мыслитель. Что было бы Там, если бы его не было Там. Если бы не он, то было бы еще хуже.
В отличие от всех остальных жителей Ибанска Мыслитель был светским человеком. За письменный стол он садился только для того, чтобы тщательно обдумать, за чей счет сегодня сожрать шашлык и выпить бутылку коньяка, у кого взять в неоплатный долг крупную сумму и с чьими женами и в какой последовательности провести оставшуюся часть суток. Впрочем, долги он со временем собирался отдать, так как собирался написать книгу и получить за нее крупный гонорар".


По свидетельству Карла Кантора Мамардашвили, конечно, был неприятно удивлен:
"Мамардашвили обиделся на своего учителя Зиновьева за образ «мыслителя» в «Зияющих высотах», на коего некоторыми чертами он походил ... Мераб действительно любил вкусно покушать (а кто не любит) и действительно любил красивых женщин, (а кто из сильных и одиноких мужчин их не любит) зато как он был заботлив, как умел красиво ухаживать Если мы втроем (третьим был Ю.Левада) шли на дружеские посиделки к двум прелестным женщинам–Инне Фиалковой и Кларе Ким–Мераб единственный приносил хороший букет цветов. Мераб был сдержан, мало разговорчив, Но философские дамы хотели знать последние философские новости А они были только у Мераба. Эти новости были всегда новостями его собственных размышлений или сиюминутных философских импровизации, глубоких и остроумных. Разговор неизменно заходил о Зиновьеве. Он многим был обязан Саше–и кандидатской и докторской диссертацией, ценил и любил его, но никогда не поступался своим достоинством. Новейшую западную литературу он знал превосходно. Может поэтому Мераб, как и Щедровицкий, сожалели об узком культурном кругозоре Зиновьева. И напрасно. Удостоверяю, :его начитанность было ошеломляющей. Он только никогда не кичился ею и избегал цитирование источников, когда можно было обойтись и без них. Я рассказал о двух наиболее самобытных учениках Зиновьева, которые создали собственные школы, чтобы читатель понял, как в рутинной атмосфере философского факультета МГУ, благодаря Александру Зиновьеву исподволь созревал истинно философский факультет. Далеко не всё заслуживало сатиры".

Еще свидетельство в передаче Е. Скляренко: "Когдa Мерaбу покaзaли "Зияющие высоты", он скaзaл: "Сaшу нaдо отшлепaть". Вот и вся реaкция", - вспоминaл Николaй Щукин, сотрудник Институтa психологии, в котором Мaмaрдaшвили читaл лекции в 70-е годы.
Вообще, умиляет, когдa одиночкa Зиновьев опрaвдывaется перед одиночкой Мaмaрдaшвили: "Нa последней стрaнице зaписок Клеветникa Мыслитель зaметил словa: если хочешь быть другом - стaнь врaгом, тaковa печaльнaя учaсть всякого порядочного человекa, дерзнувшего сделaть блaго. Но смыслa этих слов Мыслитель не понял" ("Зияющие высоты")...

Н. Рязанцева: "И когда Зиновьев был уже на Западе, а мы тут прочитали эти “Высоты”, Мераб даже говорить о книге не хотел, сказал: “взбесившаяся бетономешалка”.

Дискурс раскололся.

Одни, оказалось, все же любят Россию, а другие - не очень. Зиновьев в Россию вернулся, а Мамардашвили, признавший, что чувствовал себя грузинским шпионом  в России (отсюда, наверное,  "он еще сильнее презирал жителей Ибанска, вполне заслуживших это презрение всей своей прошлой историей"), потом умер в Тбилиси, травимый за связи с объектом своего шпионского наблюдения и некоторого презрения.

Начался хаос в гуманитарных сферах, которые так ориентированы на принадлежность, на традицию. Некоторое время все метались под крики "Спасайся, кто может". Пока буря не утихла.
Не настал час сложить что-то иное. И, если удастся, вернуться к традициям.
Но что иное, никто толком не знает. Где те традиции - тоже. В обществе идет вяловатая борьба за наследие той вчерашней интеллигенции. Дело странное и безнадежное. 
Я ушел с философского в физкультурный , прочитав фразу мераба " учиться философии надо у философа" а кафедра была бледна на мой вкус
И через много лет поступая во ВГИК и уже поступив, на формальном собеседовании объяснил это именно так.
Рязанцева как - то странно про молчала , так что я запомнил .

И только закончив, узнал что мой мастер была
http://magazines.russ.ru/znamia/2011/11/ra4-pr.html

И вот прочитав я понял что милостивая судьба отвадила меня от философии.
Всю жизнь быть самым умным и оказывается ошибаться в главном.
Умер он оттого что в новой Грузии его не ждали.

Edited at 2014-02-11 11:18 pm (UTC)
Да. Абстрактная, сложнопостигаемая и довольно бесполезная сфера, если брать ее, как точку приложения сил молодого человека.
Хотя смотря какого. Бывает, что юноша западает на смыслы, на их открытия.

И, если в философии человек чего-то достигает, то это имеет сильные отзвуки в обществе. Помню, как меня поразил в свое время Вадим Межуев одной своей лекцией: движение огромных смысловых глыб.

Но ведь отойди в сторону от аудитории, от этого непрестанного строительства - и как бы нет ничего.

Воспоминания наверняка интересные. Почитаю.

Для меня остается непостижимым как мераб не понимал что культура - легко счищаемый с человека налет .и непонятно зачем стоило так верить в грузин , существовавших красиво только за счет метрополии .
Непонимание очевидного возможно только когда есть волевые основания к такому. Иногда мы называем их выбором а иногда верой иногда не готовым к осознанию разумом .
Верны остальные его размышления ? Красивы - да , но верны ли.
На всякого мудреца довольно простоты, конечно. Может, наивно не замечал, лежащего на поверхности. А, может, слишком обобщал глубинное на внешнее.

Культура все же имеет не только внешний слой, который можно смыть, но глубинные корни.

Мемы и некие природные детерминанты.

Я как-то всерьез воспринимаю, что народ формируется ландшафтом и климатом своей родины.
Русские живут на больших, практически бескрайних равнинах, и им трудней дается законченность.
А вот чехи - на территории, которую многие из них знают и понимают, как свои тапки. Оттого весьма приземленны, трезвы и даже циничны.
Немцы - если по Ницше, похожи в этом смысле на чехов, но они находятся под воздействием гор. То есть философия Ницше, как немца, - это нечто, связанное с горным пейзажем. Не зря он каждое лето ездив в Швейцарию и селился возле Санкт-Морица.
А вот что такое с этой точки зрения грузины, я не знаю. Совмещая горы и скромную величину своей страны, они должны бы быть прирожденные философы и творцы. Так оно, вроде бы, и есть, хотя фантазии у них больше, чем философии. Чем питаться их мысли, с какой-такой площадки взлетать, я не слишком понимаю.
У Данелии в "Мимино" грузин взлетает с вертолетной площадки в горах, вылетает на большой простор, и снова возвращается в горы. Поэтично.
Но в этом какой-то излом.
Потому сам-то Данелия, как по контрасту, все же нашел себя в России, в русской культуре.

Опасно возвращаться, если привык к широте.
А я не мог понять,откуда взял галковский все то про грузина этого. Надо бы Зияющие высоты перечитать
Непременно. Получите большое удовольствие.
Правда, Дима, помнится, Зиновьева назвал КВНщиком.
Но тот начал кавээнить задолго по появления КВНа, чуть ли не до войны: Сталина, якобы, хотел убить.

Да и вообще, с этим поколением опыт Галковского был, скорей, отрицательным.

Он тут, помнится, бросился на Окуджаву: "Мне 32 года, я думал, страдал, пережил смерть близких мне людей, сам умирал, чтобы старый клоун, всё жизнь просидевший под биллиардом в партийном "доме отдыха", высунулся и сказал: "Мальчишка!". Я в 18 лет был умён и серьёзен, и с пониманием связи вещей в мире, с чувством мировой гармонии, звёздного неба - работал мусорщиком на заводе им. Лихачёва".
Потом, по собcтвенному признанию, Дима торговал успешно ксерокопиями редких философских книг. И всегда так ловко и успешно: большого ума человек, философ.

Биография, да.

Против биографии.

"В 1937-ом и 1938-ом репрессированы родители Окуджавы.
В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.
В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком.
К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.
Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).
После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи.
В 1956-ом первая публикация. В 1959-ом вернулся в Москву, в 35 лет".

Гордиться чувством мировой гармонии и знанием звездного неба на фоне реальной биографии сложновато будет.



Edited at 2014-02-12 05:58 am (UTC)
Ну, галкоский тогда особенно сильно заговаривался. Лежит у меня новое издание Зияющих высот на видном месте, специально, чтобы не забыть перечитать
Как вам сказать?
Литературная часть "Бесконечного тупика", про Одинокова и его крепок пьющего папу, была написана с дьявольской силой.
И вообще литературным талантом Галковский обделен не был. И не только им.
Жаль, что все это досталось человеку весьма подлому.
Видимо, мне не повезло. Так и не удосужился прочесть "Тупик", может, и изменил бы к нему отношение. За последние 6 лет не встречал у него ни одного действительно думающего текста. Он занимается только пиаром, пишет скандальное на публику. Для меня загадка, что его так превозносят... Каждый раз к нему возвращаюсь и ищу: "Где? Где идеи?! Что они у него находят???"

Последний раз прочёл у него интересный материал про интеллигенцию на его сайте - и поразился, что кроме меня. в этом кто-то ещё разбирается))) Копал тему больше 20 лет...

Прочесть "Тупик" какая-то непонятная сила остановила... Она же не даёт читать Пелевина, и прочих...

Edited at 2014-02-14 03:33 pm (UTC)
Да и "Тупик", основной его корпус: какой-то развернутый во времени и многомерном объеме бесконечных цитат и отсылок скандал. Как бы творчество подпольного человека. Маргинала.
Все-то Дима борется то с Соловьевым, то с евреями, то с тем, то с этим. Обвиняет русский язык, к примеру, в тупости. Везде и всюду, мол, ошибки.

Но зато потом Галковский выскочил с серией скандальных статей (публиковались в "Независимой газете"). И это уже было нечно иное: прямое обличение всех "советских". Казалось все это весьма странным. А на деле человек считал, что чуть ли не будет править постсоветским миром. И так должен заявить о своих правах.

Сейчас у него все потускнело, обветшало. Новизной, понятно, блеснуть не может, а вариации на старые темы с уже понятными логическими дырами.



Бедные студенты философских факультетов вынуждены читать опусы Мамардашвили. Да уж...
Ну, философ-то он был настоящий.
То есть ход мысли сам по себе очаровывает.
А вот куда занесет человека, часто зависит вложенного воспитателями и жизнью.
Подспудно срабатывает.

Мы с друзьями с фил. факультета пригласили его прочесть лекцию для нас, десятерых, на дому. Впечатление было очень сильное. Потом, когда посмотрел его книги - не впечатлился... Живьём он круче. Впрочем, я тогда маленький был, всего 25...
О! Впервые такое слышу. Корпоратив? И сколько взял денег, если не секрет?
Судя по всему, это секрет))) Так как непонятно, откуда у бедных студентов деньги)) С меня точно ничего не брали))
Про деньги ничего не было слышно. Встреча была на съёмной хате однокурсника, весьма прожжённого еврея, имеющего многочисленные связи в московской еврейской среде. Можно допустить, конечно, что он самолично заплатил, но это маловероятно. Кстати, Мотрошилова тоже выступала в этой квартире. Она мне совсем не понравилась...
Чтобы было: Зиновьев о Мамардашвили
Пользователь schegloff сослался на вашу запись в записи «Чтобы было: Зиновьев о Мамардашвили» в контексте: [...] обязательно прочитал бы. "Мыслитель знал, что он — самый умный и образованный человек в Ибанске..." [...]
Почему бы не послать всё это
подальшее?!
Кто заставляет помнить коммунизм?
Re: Почему бы не послать всё это
Потому, что то, что мы имеем сейчас, это продолжение, а не чистый лист.
Почему бы не послать всё это
Я не платоник, чтобы воспринимать за истину коммунистическую ложь.
Истинно лишь то, что некоторые пытаются именно ложь и считать содержанием ума.
Re: Почему бы не послать всё это
Вы, боюсь, и сами не понимаете, что говорите, чего хотите и куда зовете.

Ссылки
Пользователь dok_zlo сослался на вашу запись в записи «Ссылки» в контексте: [...] 13. Мамардашвили и Зиновьев.. Тыц [...]
Унизительно. Для всех.
Пользователь mat33 сослался на вашу запись в записи «Унизительно. Для всех.» в контексте: [...] е унижение, как сказал бы Учитель (Конфуций). Originally posted by at Мамардашвили и Зиновьев. [...]
Унизительно. Для всех.
Пользователь mat33 сослался на вашу запись в записи «Унизительно. Для всех.» в контексте: [...] е унижение, как сказал бы Учитель (Конфуций). Originally posted by at Мамардашвили и Зиновьев. [...]
Унизительно? - для всех!
Племени - очень нужен Наблюдающий Облака. Ты - действительно способен на это - годы смотреть на небо?? (с) Шаман

Это - не точная цитата. Из одного из самых длинных отечественных циклов про попаданцев в неолит. Все эти племена мамонтов и т.п.

Печально, когда племени Наблюдающий Облака - уже не нужен (см АБС, Попытка к Бегству, ТбБ, ОО). Это - стадия безнадёжной деградации.

Но в промежутками между фазами деградации - встречаются ещё и островки застоя. Когда многие - осознают, что Наблюдающий Облака - нужен. А вот общество - структурированное общество, в институтах своих - не осознаёт настолько, что так и норовит своих бродских за тунеядство закрыть. Хоть вроде и не убивает, так сразу.

В застой, Наблюдающим Облака (выродкам, властью не запятнанным - в терминологии АБС, ОО) открыты все социальные роли от гамма до эпсилона. При том, что многие - воспринимают их "выше альфы" (брамин - выше кшатрия, вообще-то; т.е. не только высший жрец - но и вонючий отшельник). И этот статус - даже конвертируется в классическое потребление альфы (бабки-бабы). Но - чрезвычайно унизительным для всех образом. Ну да. Пожертвования без ритуала есть взаимное унижение, как сказал бы Учитель (Конфуций).
Re: Унизительно? - для всех!
"Но что иное, никто толком не знает. Где те традиции - тоже. В обществе идет вяловатая борьба за наследие той вчерашней интеллигенции. Дело странное и безнадежное. "

Думаете, гумилёвы и бердяевы - вот так вдруг, сразу и всем - век назад, в размышлениях своих, "явились"?
Нет, сложные судьбы непростых книг - исторический штамп. Из века в век повторяется.

"Вчера", хорошо читался Град Обреченный от АБС. Давно не перечитывали?
Пелевин - пророк ближнего прицела и вчерашнего дня, но...
А Сахарный Кремль?

Всё это было уже вчера. Т.е., сегодня-то, имеющий глаза - давно читал, а имеющий уши - хоть что-то слыхал.

А кто пишет про завтра, а не "вчера - про сегодня" - мы, читающие массы - просто ещё не знаем. А вот рухнет ВР нам прямо на головы стремительно (возможный вариант, да) - так сразу и всплывут те Щегловы (Спруты, дилогия) и Проскурины (от Хоббита) - которые не поленились хорошенько над всем этим подумать заранее.
Интересно "фалосов"(С) это следствие, или причина шаржа? :)
No title
Пользователь karhu53 сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] 13. Мамардашвили и Зиновьев.. Тыц [...]
post
Пользователь logik_logik сослался на вашу запись в записи «post» в контексте: [...] 13. Мамардашвили и Зиновьев.. Тыц [...]
post
Пользователь bono60 сослался на вашу запись в записи «post» в контексте: [...] 13. Мамардашвили и Зиновьев.. Тыц [...]
Ссылки
Пользователь vasily_sergeev сослался на вашу запись в записи «Ссылки» в контексте: [...] 13. Мамардашвили и Зиновьев.. Тыц [...]
Ссылки
Пользователь otevalm сослался на вашу запись в записи «Ссылки» в контексте: [...] 13. Мамардашвили и Зиновьев.. Тыц [...]
Мераб Константинович умер не в Тбилиси, а в Москве, 1990, Внуково.
Кстати, в Грузии его не травили. В Грузии никого не травят. Там, скорее, убьют, чем станут травить.
"Я грузин – и, следовательно, европеец"
Да, во Внукове.

Насчет травли, кстати:
Юрий Пущаев в "Русском журнале":

"У Мамардашвили не выдержало сердце (третий инфаркт) во внуковском накопителе при посадке на самолет в Тбилиси, когда оголтелые сторонники тогдашнего президента Грузии Звиада Гамсахурдии набросились на него с оскорблениями за его антигамсахурдиевскую позицию.
Парадокс в том, что Мамардашвили тогдашним грузинским националистам казался чуть ли не русофилом, хотя его позиция по отношению к исторической России и особенностям российского менталитета была, скажем так, не слишком дружественной. О царивших тогда в грузинском политическом обществе настроениях дает представление следующая фраза Мамардашвили: «Меня, например, можно обвинить в прорусских настроениях, так как я говорю по-русски без акцента, а это уже дурной знак». Впрочем, далее следуют слова, которые сбивают с толку, озадачивают: «Во мне намного сильнее антирусское начало, чем в наших антирусских политиках, поскольку они принимают исходные данные проблемы, саму зависимость от внешнего врага, на которой они слишком сосредоточились. Это зависимость политической ненависти, так как они не замечают, что зависят от решений русских относительно самих себя. С этим надо решительно порвать» .


В. Канаш: " для своего народа события, пытался достучаться до просвещённой (в лучшем понимании) части нации, предупреждая о губительной, я сказал бы, демонической идеологией гамсахурдизма. В интервью газете "Молодёжь Грузии" он решился на отчаянную формулу: "Если мой народ отдаст преимущество Гамсахурдия, я не буду с моим народом". В Грузии этим заявлением были шокированы. А гамсахурдисты, понимая всю опасность для них величственной фигуры Мераба, постоянно травили его и довели-таки до безвременной кончины, а страну ввергли в перманентную трагедию, последствия которой неизвестно когда будут преодолены".

Юрий Вачнадзе на "Свободе"

"Сейчас Мамардашвили постепенно предаётся забвению на своей родине, в Грузии. Прах его покоится на обычном
тбилисском городском кладбище. Его не удостоили даже второго по значимости тбилисского пантеона – дидубийского. Тело философа, скоропостижно скончавшегося 25 ноября девяностого года в московском аэропорту Внуково, везли домой из тбилисского аэропорта в открытом кузове грохочущего грузовика (почти хрестоматийная телега с телом "Грибоеда"!). Его грозный соотечественник Иосиф Сталин и сегодня лежит у кремлевской стены - в пантеоне на главной площади России. Не жалующие грузин апологеты советской империи не спешат расстаться с сиятельной могилой деспота.

В самой Грузии сторонники Звиада Гамсахурдия так и не простили Мерабу Мамардашвили двух его фраз: "Я истину ставлю выше моей родины" и "Если народ изберёт Гамсахурдия, я пойду против моего народа".

Никто всерьёз так и не проанализировал столкновение идей Гамсахурдии и Мамардашвили. А стоило бы. Почти уверен, что будь сейчас живы оба оппонента, они нашли бы важные точки соприкосновения - ведь и один, и второй боролись за независимость Грузии. Оба понимали эту независимость не столько как экономическую или культурную автаркию (самообеспеченность), а как свободу распоряжаться собой - грузинское слово "тависуплеба" (свобода) именно так и переводится. ...

Далее....
"Я грузин – и, следовательно, европеец"
...
Абсурдно, что сейчас, в разгар антироссийской кампании в Грузии, Мамардашвили, из-за его работы в издававшемся в Праге международном журнале "Вопросы мира и социализма", именуют чуть ли не российским агентом. Единственный памятник Мерабу в Грузии был подарен его родине живущим в Америке Эрнстом Неизвестным. Этот скромный памятник стоит в Тбилиси на неприметном пятачке, зажатый каменной громадой домов. Скульптор создал шедевр: бюст мыслителя ассоциируется с факелом знаний. Это немой укор нам, его соотечественникам - мы не прислушались к человеку, предостерегавшему народ от роковых ошибок в будущем. Пророчески описанную им картину социальных бедствий и духовного одичания он связывал с обрывом цивилизационных нитей, самим отсутствием цивилизованных основ жизни.

Мамардашвили олицетворял собой то, что много позже продекларировал покойный премьер Грузии Зураб Жвания: "Я грузин – и, следовательно, европеец". Вот что писал Мераб об этом: "Автономное пребывание внутри России имело смысл лишь как путь к воссоединению с Европой. Историческое предназначение Грузии европейское, в силу того характера, какой имело наше первохристианство. От этой судьбы не уйти – необратимо то, что грузин не может не хотеть быть свободным и независимым в государственном отношении. Мы можем погибнуть, но если мы есть, мы должны эту судьбу выполнить".
Есть ведь еще "Желтый дом", там тоже много узнаваемых персонажей, и помимо Мераба.
Еще о несоветской культуре внутри СССР. Похоронный дис
Пользователь teroganian сослался на вашу запись в своей записи «Еще о несоветской культуре внутри СССР. Похоронный дискурс интеллигенции?» в контексте: [...] несоветского дискурса, а для начала соберу свои заметки: http://aldanov.livejournal.com/714124.html [...]
Вопрос - посоветуйте, что стоит прочесть у Мамардашвили?

То, что довелось прочесть мне... скажем так, можно было не читать.