aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Двуглавый орел с рубля Самозванца.

В обсуждении предыдущего поста было высказано мнение, что рубль Самозванца может оказаться и последующей мистификацией, поскольку исходный штемпель, подаренный поляками Петру Великому, не сохранился http://aldanov.livejournal.com/112975.html
А был ли вообще монеты Самозванца?
В потверждение сомнений: монета выглядела  даже слишком хорошо проработанной, особенно впечатлял российский герб.
//Самозванец, кстати, чеканил в России свои монеты, выглядят они куда бедней, но и не отличаются от предшественников:
//
Один из способов проверки подлинности монеты - сравнение с печатями того времени, которые могли быть источниками для гравюры, и с последующими монетами, которые мог бы использовать предполагаемый фальсификатор.
Итак, сравниваем:
       

Орел на рубле Самозванца 1605-6                  Орел на печати Грозного 1582


Орел на награде 2 половины 16 века Орел на печати Федора Иоанновича 1589         
     
Орел на карте Москвы 1599                      Орел на печати Годунова 1599



Орлы на 2/3 дукате Михаила 
 
Орел на 3 червонце Софьи Алексеевны (1582-89)

Заметим следующее:
1. Орел сделан скорей в поздней традиции (как на гербе Софьи Алексеевны). Хотя, конечно, ее гравер мог бы копировать орла с рубля Самозванца. Такие игры с символами выглядят опасно, но эта возможность существует
2. Иконка с Георгием Победоносцем в  ряду московских гербов переворачивалсь лишь дважды - на карте Москвы и на рубле Самозванца, до и после этого вседник всегда смотрел вправо. А это существенный элемент.
3. Изображение всадника на иконке  отличается от традиции его изображения на печатях, а потому рисунок иконы на монете получился с ошибкой - дракон лежит слева от коня, а копье всадник держит в правой руке. 
На печати 1599 года это противоречие решалось так, что всадник держал копье двумя руками. На рубле Самозванца эта проблема осталась нерешенной.
4. Изображение корон над отдельными головами орла не выпадает из общей эволюции их изображений, но большая корона дана в западной традиции.

Гравер, получается, использовал существующие образцы, но в тех случаях, когда он отступил от нее, совершил ошибки. 
В гербе Самозванца сочетаются как современные ему, так и более поздние элементы. Что все же оставляет вопрос о мистификации открытым.

Tags: Русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments