aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Иисус и Остап Бульба.

Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на паралели между житиями святых и  различными эпизодами "Тараса Бульбы". Связь эта достаточно очевидна, казаки гибнут не только за свою славу, но прежде всего  за веру .

Вот эпизод очень характерный:
"Повел Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: "Благодарю  бога,
что довелось мне умереть при глазах ваших,  товарищи!  Пусть  же  после  нас
живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская  земля!"
И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки  и  понесли  к  небесам.
Хорошо будет ему  там.  "Садись,  Кукубенко,  одесную  меня!  -  скажет  ему
Христос, - ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не  выдал
в беде человека, хранил и  сберегал  мою  церковь
".
 
Таких в повести много. Можно их, конечно, разобрать один за другим. Но не в этом моя цель.

Самая главная  паралель - это между пытками Остапа и предсмертными муками Иисуса Христа.

Публичная казнь, праздная недоброжелательная толпа, пытки. И два предсмертных обращения
Иисус
"а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
Остап
"И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
     - Батько! где ты! Слышишь ли ты?
     - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и  весь  миллион  народа  в одно время вздрогнул
".

Общее очевидно. Но на один крик нет ответа, на второй он есть.

Гоголь тем самым переосмыслил Евангелие.

Приложение
Евангелие от Матфея
"Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу;  и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!  и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.  Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.  И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,  дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.  Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;  и, сидя, стерегли Его там;  и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.  Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.  Проходящие же злословили Его, кивая головами своими  и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.  Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:  других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;  уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.  Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;  а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
 
"Тарас Бульба"
"Остап  выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда,
когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда  ужасный  хряск  их послышался  среди  мертвой  толпы  отдаленными  зрителями,   когда   панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и  в  то  же  время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!"
     Но когда подвели его к последним смертным мукам, - казалось, как  будто стала подаваться  его  сила.  И  повел  он  очами  вокруг  себя:  боже,  все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких  присутствовал  при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения  слабой  матери  или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей  себя  в  белые  груди;
хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
     - Батько! где ты! Слышишь ли ты?
     - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и  весь  миллион  народа  в одно время вздрогнул
".
 


 
Tags: Настроение
Subscribe

  • Ровесницы культуры Негада (Египет) в Европе.

    Стоит посмотреть на Балканы 5-4-тысячелетий, видишь активное развитие разных местных культур, но особенно интересен период, примерно соотвествующий…

  • Спартанский воин

    Спартанец поправляет поножи на левой ноге. Бронзовая ручка лаконийского кратера Национальный археологический музей, Афины. 555-540 BCE

  • Микенский дворец в Лаконии (Спарте).

    Холм св. Василия. Дворцовый комплекс 16-17 вв до н.э (микенской эпохи) был разрушен в результате пожара в конце 15 или в начале 14-го века до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments