aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Спарта или Афины? Что выбрать Украине?


Пока собирал материал для предыдущей статьи наткнулся на забавную статью философа из Харькова - "Два мира — два образа жизни. Афины и Спарта вчера и сегодня Евген ЗАРУДНЫЙ (кандидат философских наук)" "Зеркало недели" № 10 (538) 19 — 25 марта 2005

Автор рассуждает в контексте выбора Украиной пути на тему, что лучше, византийство или европейство,   Афины или Спарта?

"На самом деле указанная культурная дихотомия, как и вся наша культура вообще, возникла в языческие времена и в пределах пространства одной небольшой области древнего мира — Эллады. Антагонистическими, вечно враждующими ее «половинками» были Афины и Спарта.

Исторический результат многолетней вражды хорошо известен. В очном военном противостоянии — Пелопонесской войне 431—404 г.г. до Р.Х., крупнейшем военном конфликте в истории Древней Греции — верх одержала Спарта. В заочном же культурном агоне неоспоримая победа принадлежит Афинам. Уже хотя бы потому, что Спарта не дала истории ни одного философа, ни одного ученого, ни одного скульптора или архитектора. После Тертея, прославлявшего подвиги героев Мессенских войн, не рождала больше поэтов земля Лакедемона (Тертей, кстати говоря, по происхождению — афинянин). Всю энергию своего народа, весь его талант Спарта подчинила цели достижения военного могущества, в чем и преуспела. «Со щитом или на щите» — напутствовали спартанки своих мужчин, и не было случая, чтобы спартанца повели с поля битвы в ошейнике пленника. Однако не только поразительное мужество и воинская доблесть лаконцев стали причиной всеобщего восхищения Спартой. В знаменитом спартанском образе жизни мыслители увидели нечто большее, нежели аскетический ригоризм и солдатская доблесть. Великие умы умозрели идеал человеческой добродетели.
Свое идеальное и справедливое государственное устройство афинский аристократ Платон прямо-таки списывает со спартанской реальности — в «Государстве» узаконены привилегированное сословие воинов («стражи»), совместные спартанские трапезы (сисситии), запрет на владение драгоценными металлами и пр. ....///
Далее про восхищение Сократа лаконичностью, Плутарха Ликургом и иделальным государством///

 В Афинах было все — философия, искусство, ремесла, экономика, да и мужества афинским гоплитам было не занимать. У спартанцев вроде бы не было ничего, кроме умения воевать. «У них просили не кораблей, не денег, не гоплитов, а единственно лишь спартанского полководца» — свидетельствует Плутарх. <...снова про идеальное госудраство>
Удивительно другое. Идеократическое государство, то есть государство, построенное на власти древних традиций, неизменной морали, нерушимого закона, построенное, кратко говоря, на голой идее, оказывается вполне жизнеспособным. Да, оно не может похвалиться развитием экономики, науки, искусств, высоким жизненным уровнем, но оно живет (и даже может восхищать своим образом жизни). Аксиократическое же государство, то есть государство, построенное на прагматизме и примате ценностного начала, но при этом полностью лишенное начала идеального, обречено. Здесь возможны развитая экономика, технический прогресс, расцвет искусств и сытая жизнь, но его население никогда на станет гражданами. <...>

 И следует вывод:

Поэтому очень хочется видеть Киев не только украинскими Афинами, но и хотя бы чуточку — украинской Спартой.  Как видится в шевченковских строках подвиг трехсот спартанцев царя Леонида: Нас тут триста, як скло,///Товариство лягло!

Говорливого Зарудного на просторах одной статьи страшно далеко унесло от первоначальной темы - Афины (как византийство?) и Спарта (как европейство?). Или надо понимать все наоборот - европейство, как Афины (больше подходит) и Спарта, как византийство (не очень совмещается, но и такое можно представить)?
Не сказал бы, что Афины были так уж лишь прагматичны и непатриотичны, как это видится Зарудному, не согласился бы и с утверждением, что Спарта идеал государства, как он повторяет за другими.
Странно, что философ так не контролирует своей мысли.

А как бы выглядел Киев, если бы был "чуточку Спартой", это страшно интересно знать. Впрочем, можно переименовать "Динамо" Киев в "Спарту" Киев - этого будет достаточно? Или все же надо положить триста киевлян, яко скло?



 

Tags: Настроение
Subscribe

  • Ровесницы культуры Негада (Египет) в Европе.

    Стоит посмотреть на Балканы 5-4-тысячелетий, видишь активное развитие разных местных культур, но особенно интересен период, примерно соотвествующий…

  • Спартанский воин

    Спартанец поправляет поножи на левой ноге. Бронзовая ручка лаконийского кратера Национальный археологический музей, Афины. 555-540 BCE

  • Микенский дворец в Лаконии (Спарте).

    Холм св. Василия. Дворцовый комплекс 16-17 вв до н.э (микенской эпохи) был разрушен в результате пожара в конце 15 или в начале 14-го века до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments