Меня интересует объективное измерение скорости технологического прогресса в Древней Греции. Удобный объект для этого нумизматика, потому что именно чеканка монеты заметно улучшалась несколько столетий, и материала тут достаточно много.
Монеты в Средиземноморье появились в середине VII века до НЭ в Лидии, тут же они были переняты рядом греческих городов Ионии. Скорость их улучшения была разной. То есть для полноты надо бы изучать отдельные города и регионы. Но и так можно сказать, что в VI -V веке шло повсеместное улучшение уровня штампов (уровень рисунка и введение мелких деталей) и качества чеканки. Увеличивалось и художественное мастерство. В IV и начале III века делались уже великолепные монеты, это была вершина мастерства чеканщиков и граверов.
В связи с победой Рима над Грецией в III веке качество монеты несколько снизилось, но великолепные образцы греческой монеты сохранялись, к примеру, в птолемеевском Египте.
Технологическое и художественное качество монеты в этот период -VII-III вв. до НЭ - в определенной степени коррелирует с развитием общества, появлением философии и выдающихся памятников.
Потому напрашивается вопрос, как менялась монета за жизнь хотя бы одного выдающегося человека, который, как представляется, сам был причиной многих изменений. Или за три-четыре поколения таких известных людей. Пусть это будет Пифагор /и его ближайшие философские наследники/.
Справка: Пифагор родился около 570 г. до НЭ в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху) Отец был камнерез по имени Мнесарх, с острова Самос. Мать Партенида из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосее, сопровождала мужа в поездке в Сидон. Рождение ребёнка с выдающимися способностями будто бы предсказала пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Пифагор жил на Самосее до 40 лет. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался по легендам восточной мудрости, или это ему приписывали.После отъезда с Самоса Пифагор поселился в Кротоне в Южной Италии, где основал тайный орден посвященных в его учение. В конце века его и пифагорейцев изгнали из Кротона, некоторых при этом убили. Пифагор умер в Метапонте, также греческой колонии, около 490 г. до нэ., но возможно, что еще 10 годами позже, около 480. Почти 450 лет спустя во времена Цицерона (I в. до н. э.) в Метапонте как одну из достопримечательностей показывали склеп Пифагора.
Сам способ обращения Пифагора со знанием, конечно, не был слишком перспективен: Пифагор не оставил книг, самое важное рассказывал лишь посвященным, его учение известно фрагментарно по пересказам. Но влияние свое он оказал - к примеру, на Плато́на (428 или 427 до н. э. Афины. - 348 или 347 до н. э. там же). Одним из его учителей Платона был Тимей из Локр, пифагореец, который также общался с Сократом (ок. 469-399). В 389 году Платон отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.
В «Диалогах» Платона Сократ / «Федона» / обращается к Кебету: «Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать, - величественное, на мой взгляд, учение и очень глубокое». Сократ также говорит «есть древнее учение - мы его уже вспоминали, - что души, пришедшие отсюда, находятся там и снова возвращаются сюда, возникая из умерших». Это детали учения Пифагора. Если вспомнить, что учеником Платона был Аристотель, то возникает картина преемственности философских школ.
Итак, жизнь Пифагора складывалась из отрезков: 40 лет на Самосее, примерно 25-30 лет в Кротоне, 10-15 лет в Метапонте. Посмотрим, как выглядела монета в течение его жизни (и некоторое время после нее). Качество монеты будем оценивать по 10 балльной шкале (1 балл за вес и клеймо, то есть минимальные признаки монеты), 3 балла за уровень рисунка (качество, мелкие детали), 3 балла за технику чеканки, 3 балла за художественность. Это позволит сделать и количественную оценку.
Технологическая эволюция чеканки монет в 3 «пифагорейских» городах*
Период | Самос | Кротон | Метапонт |
Конец VII века до НЭ | Начало чеканки монеты – грубые отпечатки на маленьких слиточках, фактически, без рисунка 1 балл | ||
600-570 гг до НЭ | Рисунок, двухсторонний, пока низкого качества, но монета уже оформляется 2 балла | ||
540-530 | Рисунок улучшается, растет техника чеканки, монета неправильной формы. 2,5 балла | 530 –появление собственной монеты, фактически односторонней, но правильной формы монеты, с хорошим, хотя и простым рисунком. 4 балла | Начало чеканки собственной монеты около 540 г, сразу на очень высоком уровне рисунка (относительно простого), очень правильной формой 5 баллов |
4jd0-480 | Вполне приличного качество штампы, но неправильная форма монеты. 4 балла | Двухстороння монета правильной формы, с довольно хорошо проработанным рисунками. 5 балла | Появление очень мелких деталей, отличная форма монеты сохраняется. 5,5 баллов |
480-400 | Улучшение рисунка, деталей и формы. 5 баллов | Усложнение рисунка и его качества. 6 баллов | Тот же уровень, без изменений 5,5 баллов |
380 - | Художественно высокий уровень, хорошее качество чеканки с множеством тонких деталей, почти правильная форма. 7 баллов | Художественно высокий уровень, хорошее качество чеканки с множеством тонких деталей, почти правильная форма. 7 баллов | Художественная монета с отличными деталями, но форма иногда с недостатками. 6,5 баллов |
Около 330-280 | Максимальный уровень для Самоса 7,5 баллов. | Максимальный уровень для Кротона 7,5 баллов | Около 330-280 гг. пик качества монеты, большое число прекрасных образцов 8 баллов |
· цветом выделено время жизни Пифагора.
Теперь можно оценить прогресс качества монеты в VI-IV вв., условно говоря, от Пифагора до Аристотеля.
Рис.1 Древнегреческая монета в VI-IV вв.: прогресс качества.
Довольно очевидно, что быстрый рост качества монеты происходил в 6 веке, потом был достигнут уровень, который изменялся медленно. Потом последовал новый рывок, обеспеченный художественными достоинствами монеты.
Приложение с иллюстрациями и оценками см в следуюшем материале.