aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Варианты варяжского знака - трезубец ли это?


Он на волне энтузиазма 1918 года и усилий Ивана Грушевского   стал украинским гербом, но смысл его совершеннл неясен.  Александр Белов и Георгий Шаповалов в статье ГЕРБ УКРАИНЫ - СИМВОЛ ВЕРЫ И НАДЕЖДЫ  согласились аж сразу с двумя  предположениями о трезубце, сделанными до них:
1. "Наиболее убедительным и научно обоснованным был и остается до сих пор вывод одного из организаторов дискуссии и наиболее авторитетного нумизмата того времени графа Алексея Уварова. Он состоит в том, что знак на монете - это верхушка диканикиона или скипетра власти византийских императоров. Уваров иллюстрирует вывод рисунком своего варианта реконструкции использования знака с монеты князя Ярослава в качестве такого навершия скипетра. На нем видим, что Уваров рассматривал трезубец и крест над ним на монетах древнекиевских князей как единый и общий символ".


2. ".... ст. Иван Бартоломей писал в 1860 г. о трезубце на монетах князя Ярослава: "Мне кажется, что здесь может быть изображен якорь … это мне кажется простым и естественным объяснением. Изображение, о котором идет речь, кажется мне, во всяком случае, не религиозным, потому, что оно нигде не представлено с ликом Спасителя (выделено нами)…, но всегда отделенное или возле великого князя, и если предполагать в нем фигуру якоря, то это может быть объяснимо современными обстоятельствами русского государства в норманнский период ее истории, когда и война и торговля зависели от речного судоходства: это последнее доставляло в Россию тот самый металл, из которого чеканились деньги; вот почему мне не кажется странным, чтобы на русских монетах того времени изображался якорь, необходимая принадлежность судоходства."


Авторы статьи соглашаются и с Бартоломеем и еще и улучшают его : "Итак, Бартоломей был абсолютно прав, когда в непонятном для других знаке на монете князя Ярослава увидел корабельный якорь. А ошибся тогда, когда не увидел, как указал сам, "религиозного содержания", в изображениях на монете. Посмотрев на монету, мы убедимся, что уважаемый Бартоломей не увидел "пустячок" - маленький крест над якорем....Археологические находки не оставляют никакого сомнения в том, что символ священного якоря с крестом наверху, который сформировался в идеологии и искусстве Древней Греции, позднее заимствуется христианами. Ведь якорь, увенчанный крестом, стал символом главной христианской идеи - Надежды на спасение. Апостол Павел говорит о христианской надежде, что она "для души есть будто якорь, безопасный и крепкий, который достигает к глубочайшему за завесу, куда предтечей за нас вошел Иисус". Известно, что якорь отождествлялся с Иисусом Христом и крестом".

 

Чтобы не осталось "никаких сомнений", хотелось бы большего числа примеров, конечно, а не голосовного утверждения.  И какого-нибудь обоснования того, почему авторы используют византийские якоря в качестве обоснования варяжской символики. 

Ну и еще выбора одного стула для сидения из двух  - из "наиболее убедительного и обоснованного" скипетра Уварова и "абсолютной правоты Бартоломея, увидевшего в знаке корабельный якорь",  и, соответственно, определенности референций в символе, который уже назван так и не определившимися  авторами "символом веры и надежды". .

А я со своей стороны предложил бы несколько монет и печатей, на которых возникает тема вариаций  варяжского знака:

Печать Святослава Игоревича, до 972 г
Очень простая версия "трезубца" - это  "двузубец". Поскольку Святослав не был христианином, то крест на одном оттиске вряд ли может считаться частью его символа, а если и является, то не несет христианских значений..







Сребреники Владимира Святославича. 1 монета - у Владимира Святославича есть скипетр и вместе с тем рядом помещен его знак. 2 монета -  крест есть на скипетре, и на реверсе   присутсвует знак, который этого креста лишен. Причем и здесь это, скорей, "двузубец" а третий зуб - что-то тонькое и еще вдобавок прикрепленное к "двузубцу"


Сребреник Святополка Владимировича - это какой-то иной вариант двузубца, потому что нет геометрически вычерченной фигуры, нет центрального "зуба", крест стоит на одном конце, некое острие на другом и вообще фигура выглядит развернутой "зубом" с крестом к зрителю. Ни с якорем, ни со скипетром фигура явно не имеет ничего общего.
Ну и, наконец, монета Ярослава Владимировича Мудрого.


Появление варианта, который был воспринят позже, как "трезубец". Действительно, над ним крестик, но, по своим размерам,  он вовсе не часть символа, а сам "зуб" завершается кружком, то есть зубом опять же не является.

Учитывая все эти варианты говорить о якорях и скипетрах, будто бы вопринятых варягами, как их собственные символы,  как-то не слишком осмотрительно. 

Намного проще воспринять этот символ не заимствованием у византийцев, а, скажем, символом  корабля , типа того , что найден археологами в Норвегии и находится в музее в Музее кораблей викингов в Осло.

Если взять этот корабль в разрезе, то два "зуба" будут бортами, киль основанием, а тонкий зуб - мачтой, причем внизу будет ее крепление, как оно показано на монетах Владимира. А если не показывать мачту, то получится символ Святослава. Но малый крест на одном из оттистков может быть вариантом мачты.
Если же взять его вдоль, но без мачты, то получится нечто вроде изображения на монетах Святополка.
В этом и могут состоять варианты символа.
На этих лодка варяги плавали по рекам, захватывали рабов и возили их на продажу в Византию.
Можно ли такой символ считать символом веры и надежды? Я бы сильно в этом сомневался. 
 
Tags: Нумизматика, Русская история, Символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments