aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Остров мертвых.

У Арсения Тарковского есть замечательные стихи об ощущении времени через вещи, для человека очень естественном.
 
ВЕЩИ

Все меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остается.
Где лампы-«молнии»? Где черный порох?
Где черная вода со дна колодца?

Где «Остров мертвых» в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?

Где Надсона чахоточный трехдольник,
Визитки на красавцах адвокатах,
Пахучие калоши «Треугольник»
И страусова нега плеч покатых?

Где кудри символистов полупьяных?
Где рослых футуристов затрапезы?
Где лозунги на липах и каштанах,
Бандитов сумасшедшие обрезы?

Где твердый знак и буква «ять» с «фитою»?
Одно ушло, другое изменилось,
И что не отделялось запятою,
То запятой и смертью отделилось.

Я сделал для грядущего так мало,
Но только по грядущему тоскую
И не желаю начинать сначала:
Быть может, я работал не впустую.

А где у новых спутников порука,
Что мне принадлежат они по праву?
Я посягаю на игрушки внука,
Хлеб правнука, праправнукову славу.

1957

"Остров мертвых" попал в эту компанию вещей не зря, он был своего рода символ эпохи -  перелома веков XIX и XX -  внезапно всех поразивший символистский  артефакт Арнольда Бёклина.


"Остров мертвых" одна из 5 версий, а именно последняя,  1886 года.

Хоть "удача кисти и резца необъяснима до конца", но отчасти можно понять впечатление от картины - это за греками воспринятая  жизнь неживых в необычных до Бёклина декорациях - сочетании севера и юга, воды и неба, мхов и кипарисов.
Бёклин пришел к этом у варианту не сразу - он  пробовал варьировать детали. Первоначальное полотно было очень мертвенно.   Эффект усиливался с контрастными живыми чертами . Но главное, оказывается. в том, что островом вдруг стало обычное кладбище. Излом любой человеческой жизни воплотился в этом отделении мертвого в особый остров.  
Ещё Бёклин попробовал найти "Остров жизни" -


Остров жизни  - это самые разные деревья, лето, тепло, купанья.

Но этот остров воспринимается почему-то только как парный к "Острову мертвых", и второстепенный.

И наконец, об исчезнувшем полотне. Выглядело оно так

1883

Это самый северный вариант "Острова". Интересно, что к нему есть парная современная фотография тающего айсберга 



Возвращаясь к Арсению Тарковскому: и мы пережили исчезновение привычных вещей, и мы, живя среди перемен, "посягаем  на игрушки внука, хлеб правнуков, праправнуков славу".

Источник картин Бёклина - www.arnoldbocklin.com
Tags: Настроение, Общество, поэзия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments