aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

От обработки камней к штемпелям для монет. Часть 2. Обработка металла.

После того, как мы разобрались, что подготовило чеканку монеты, а именно,   развитие гравировки на твердом камне, осталось осветить 3 вопроса

1. Динамику развития чеканки от первоначальных образцов к совершенству сиракузской монеты.
2. Технику изготовления штмпелей и самой чеканки.
3. Синхронность развития глиптики (искусства гравировки по полудрагоценному и драгоценному камню) в Древней Греции и чеканки монеты.

Что касается первого пункта, то я на него отвечал:
http://aldanov.livejournal.com/206562.html - обсуждал первые ионийский монеты геометрического стиля (конец 7 в. до н.э.), которые делались простыми инструментами.

http://aldanov.livejournal.com/198385.html - показывал, какими стали монеты на вершине своего развития, в Сиракузах.

http://aldanov.livejournal.com/182793.html - оценивал скорость технологических и художественных  изменений в греческой монете на примере 3 городов - Самоса, Кротона и Метапонта

Рис.1 Древнегреческая монета в VI-IV вв.: прогресс качества.


Второй пункт
  - Дмитрий Брацун  "КАК РИМЛЯНЕ ДЕЛАЛИ СВОИ МОНЕТЫ? Очерк о технологии изготовления". 
Статья замечательная, я приведу лишь некоторые фото и детали из нее:
 

Изложница для литья монетных заготовок. В развитом варианте материал монеты насыпался по весу в виде крупиц (или же по объему с контролем по общему количеству монет из фунта) и расплавлялся в печи.

Монетные штампы римской монеты, найденные в Ниме, Франция, материал (?).
Сообщается, что им была бронза или железо.
Греческие штемпеля не найдены, но, вероятно, они были сделаны подобным образом.
Штамп тщательно полировался, для центровки штампеля совмещались в спепциальных щипцах

Ну, и далее следуют интересные детали о разметке штемпеля, используемых инструментах, приемах работы.

Для освещения третьего пункта 
можно вначале обратиться к тому факту, что именно в  Древней Греции произошел переход от инталий (резьбы по камню с углубленными изображениями) к камеям, то есть изображениям выпуклым. технически намного более сложным и двуслойным камеям.
http://mindraw.web.ru/mineral_gl.htm



Голова Афины. Зелёная яшма. VI в. до н.э
Государственный Эрмитаж

Ника на колеснице. Сердолик-сардоникс. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж

Камея Гонзага, 3 в. до НЭ, Сардоникс, Государственный Эрмитаж
Птолемей II Филадельф и его жена Арсиноя II

Увеличенное изображение камеи Гонзага - можно убедиться, насколько развито мастерство микроскульптуры
Для того, чтобы исследовать динамику развития глиптики в Древней Греции, нужен, безусловно, специалист-эксперт.
Но для беглой оценки ясно, что искусство это весь период от 6 до 3 вв. в Древней Греции (а так же Македонии, Александрии) развивалось и достигло наибольшей высоты к концу данного периода, когда, фактически, в глиптике был достигнут уровень художественной микроскульптуры..

Вывод: совместное рассмотрение истории скульпутры, глиптики и  нумизматики позволяет понять развитие медальерного искусства в Древней Греции, как поступательное  продолжение ближневосточных традиций резьбы по камню. Одновременно с развитием мастерства чеканки монеты развивалась древнегреческая глиптика. 
Tags: Великая Древняя Греция, Историометрия, Нумизматика, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments