aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Чудь.

Открыл для себя  замечательный ресурс - http://archaeology.kiev.ua/ 

Он очень богат. В частности, посмотрел, наконец, фото по археологии пермской  чуди. //Чудь — по одному определению,  "собирательное название ряда финно-угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к слову «леший» (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов) //. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B4%D1%8C  По другому представлению, особый народ - поскольку коми не считали чудь за своих - за угро-финнов.

Пермская чудь вызывала особенно много легенд.
"Иногда также говорится, что чудь «ушла под землю», а иногда о том, что ушла жить в другие места: «У нас есть урочище Важгорт — Старая деревня. Хотя и называем деревней, а там никаких построек нет. И не видно, что там кто-то жил, но старики утверждают, что там жили древние, чудские люди. Долго, говорят, в той местности они жили, но появились пришлые, они стали притеснять старожилов, и те решили: «Нам житья не стало, надо переселяться в другие места». Собрали, говорят, пожитки, ребят за ручки взяли и сказали. «Прощай, Старая деревня! Здесь нас не будет — и никого не будет!» И покинули деревню. Идут, говорят, расстаются с родиной и ревут. Все до одного ушли. Теперь там пусто.» http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/96/


Николай Рерих Чудь под землю ушла
(Чудь подземная).
1913

Но полезней посмотреть археологические находки, которые весьма впечатляют.

Бляха в виде головы медведя.
IV-V вв.
Бронза, литье
8,3 х 6,5 см 
Осыпи реки Кын, Лысьвенский р-на Пермской обл
Хранится в Перми, Пермский областной краеведческий музей

 
Ажурная бляха.
Композиция состоит из двухголового ящера и двух человеколосей, сидящих на нем.
VII-VIII вв.





Бляха.
Женская личина с пятью головами птиц вверху.
VIII-IX вв.
Бронза, литье
6,1 х 5,4 см 
с. Лимеж Чердынский р-на Пермской обл
Хранится в Перми
Бронза, литье
6,7 х 9,7 см 
Верхнее Прикамье
Хранится в Перми


Прорезная бляха с крылатой богиней на коне и орлом.
VII-VIII вв.
Бронза, литье
16,9 х 12 см 
пос. Курган Чердынский р-на Пермской обл
Хранится в Чердыни, Чердынский краеведческий музей


 


Прорезная бляха.
Вариант космогонического сюжета. Крылатая трехликая богиня стоит на ящере, над каждым ликом - по грифону
VIII-IX вв.
Бронза, литье
16,4 х 9 см 
д. Усть-Каиб Чердынского р-на Пермской обл
Хранится в Перми, Пермский областной краеведческий музей
 
р-на Пермской обл

Разные украшение чуди 8-11 вв., среди которых часто встречается образ божества - птицы. Очень распространены были шумящие подвески (в центре)


 

Глядя на эту качественную работу с бронзой, которая, в свою очередь, требовала мастерства работы с каменными или керамическими изложницами, кузнечного мастерства,  начинаешь понимать, что восточные славяне встречались на севере и северо-востоке своего  вовсе не с примитивными племенами, которые не могли им ничего дать и ничему не могли научить.

Наоборот, тут была своя интересная культура. Так что это вопрос, откуда у русских  взялись валдайские колокольцы, сюжеты северных вышивок, северная же  любовь к украшению жилищ, например, резьба по дереву.


Tags: Русская история, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments