aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Чудь и Русский Север: продолжаем сравнение.

В прошлых постах я писал о чуди, которая проявляла признаки довольно высокой кульуры и предположил, что многие ее достижения были переняты славянами, пришедшими на Север и создавшими культуру, которая несет  оригинальные, продвинутые черты. \
В этом синтезе культур не было бы ничего удивительного, такие процессы известны из истории. 
Хотя восстановить процесс передачи культуры не так просто, если не иметь достаточно обширных археологических и исторических материалов.
Что мешает? Археология чуди, да и раннего периода прихода славян на север довольно скудна.

Остается хотя бы поставить эту проблему и собирать факты.  
Поговорим о русской женской одежде на Севере.

 

Одежда.

Как выглядела одежда чуди, сказать трудно, ее могли бы восстановить лишь археологи. Иоганн Готлиб Георги в своей книге «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий» (1776-1780) писал:   «Народы сообразовались в слове и одежде с теми народами, кои им были порубежны... а особливо Зыряне и Пермяки, коих теперь и признать не можно от Россиян». Но если нет отличий, так, может, на севере образовался некий промежуточный вариант одежды? Можно попробовать сравнить традиционные одежды славян разных районов и угро-финнов, обратив внимание на женский костюм прежде всего, как более богатый и разнообразный.

По реконструкциям  финского костюма существует прекрасная работа -  http://www.vikinganswerlady.com/FTP_Files/Ancient_Finnish_Costumes.PDF


 

Рис. 1 Реконструкции 1 археология,. костюм из Еуро, Юго-Запад Финляндии, 11 в. 2.археология  костюмов юго-востока Финляндии, 12-13 вв     3. Реконструкция старинного  карельского костюма Карельские варианты  отличаются большим числом украшений  (вышивки), массивны ми цепями, бисерной расшивкой. Характерная черта финского костюма  - сарафан, накидка или, пелена. 


Рис 2 «Финка в уборном платке» по И. Г. Георги (1776)  и финки на картине Альберта Эдельфельдта (
Albert Edelfelt), "Женщины Руоколахти на церковном холме», 1887    http://www.kaiku.com/finncostume.html

 

 

Рис. 3 Комплект карельских украшений, археологическая реконструкция.

 

 А теперь можно перейти к славянскому женскому костюму

Рис 4. Реконструкция комплекса одежды с украшениями древнерусской крестьянки XI - начало XIII в, (по материалам погребений). Составлена М.А. Сабуровой 1 - Вологодская женская одежда XI в.   2 - девушка в свадебном наряде XII в. (по материалам вятичей); 3 - женская одежда XII в. по материалам кривичей http://www. narodko.ru/article/nako/rekonctrukcia_koctuma.htm

 

Рис. 5. Вологодский бытовой, сольвычегодский свадебный и  каргопольские костюмы - рабочий и праздничный  XIX в. Как можно убедиться, типичны сарафаны, передники, клетчатые и полосатые ткани ,  вышивка   

 

Рис 6 Варианты каргопольского головного убора – старинная сорока и кокошник.

 

Юрий и Юлия Соколовы  пишут о сарафане, как  особенности преимущественно  северного русского костюма: «Сарафанный комплекс преимущественно принадлежит центральным и особенно северным, северо-восточным и северо-западным губерниям….В северных, северо-восточных, северо-западных губерниях - Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Пермской, Вятской, Петербургской это был второй основной, после рубахи, вид женской одежды. По материалу и покрою он получал иногда особые названия: дубас, клеточник, набивник, суконник, штофник, дольник, кастяч, шубка и т. д. Это были все те же пять типов сарафана, как правило, с нашивками из позумента и кружев по переднему шву, украшенному пуговицами с петлями. Шились они из пестряди, домашней крашенины, кумача, ситца, штофа, сукна, в том числе ярких цветов, с клеткой или полосами… Особенно характерна для сарафанного комплекса плечевая одежда.... На севере со старинными шелковыми и штофными сарафанами носили долгорукавку - нечто вроде верхней части рубахи с очень длинными рукавами, удерживавшимися на запястье зарукавниками из узкой полосы ткани с плотно нашитыми бисером и цветными стеклами в оправе. Шили их из однотонного или узорного шелка. Широко распространен был шугай или епанечка, известный также как трубалетка, сорокотрубка. Это была распашная кофта с узкими рукавами, отрезная по талии, с простеганным на вате низом либо с цельной спинкой, без воротника или с отложным воротником. Разновидностью этой одежды была душегрея - как бы коротенькая распашная юбка нередко простеганная на вате валиком, сильно расширяющаяся, удерживаемая на груди лямками».

 

Интересно, что   материалы и украшения могут быть традиционными или имитирующими традиционные материалы – « В 12 погребениях курганов Вологодской области были  обнаружены клетчатые платки, из полушерстяной ткани полотняного переплетения (Сабурова М.А., . Древнерусский костюм 1974. С. 94).  Известны также платки, расшитые бисером, бляшками, трапециевидными подвесками, в Московской, Смоленской и Вологодской областях (Сабурова М.А., 1974. С. 94). В северо-западных районах Руси нередко находят шерстяные платки, украшенные бронзовыми спиральками и колечками (МАР, 1896. Табл. XVI. Рис. 15, 16). Это так называемые "вилайнэ", которые локализуются в сопредельных с территорией балтских и прибалтийско-финских племен областях, они известны здесь с VII в. и доживают в отдельных районах до XIX в. (Зорина А.Э., 1986. С. 178).

 

Некоторые выводы.

Я, конечно, не специалист в костюме, и его знаток мог бы сказать больше о сравнительной близости русского костюма в разных его вариантах с финским костюмом, и даже количественно посчитать эту близость по существенным элементам. Но чисто зрительно мне кажется, что юго-восточные финские костюмы весьма близки к северному русскому костюму. Кстати, финские платья  далеко отстоят от марийского, удмуртского или мордовского костюмов, если судить по книге И. Г. Георги.

Украшения соседних народов (финнов и северных русских), если судить по их описаниям, также близки. О близости мотивов северной вышивки к мотивам украшений пермской чуди  я уже писал.

Можно принять  - хотя бы как гипотезу – что северный русский костюм потому мало отличается от соседнего финского,  что он много вобрал от одежды местного коренного населения.

Как вообще могло стать, что была перенята одежда другого народа?

Ну, во-первых, почему бы и нет, если она удобна в этих природных условиях? А во-вторых,  мужчины-пришельцы брали в жены местных женщин вместе с их привычками и традициями. Даже приняв язык, они в быту сохранили многое от своих предков.
 

Tags: Меметика, Русская история, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments