aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Экологическая катастрофа на Черном море - причина древние греки?

В сети выложено несколько работ Игоря Бондырева из Тбилисского университета - я возьму последнюю  Бондырев И.В,* Тезкан М.** ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ЧЕРНОГО МОРЯ,  КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА - http://www.acnet.ge/catastrophes/III_1.htm
1. Масштабы вмешательства греков в природу Черного моря Бондырев оценивает так:
"Археологические раскопки Херсонеса (современный мыс Ай-Бурун, Крым) показали, что лишь вскрытые остатки города V-IIвв до н.э. располагались на площади более 18га. В окрестностях города установлена регулярная планировка местности – около 100 наделов по 4,4га. Все это свидетельствует о планомерном изменении природных ландшафтов и замене их искусственными образованьями. Здесь можно вспомнить города Алоптекию в устье Дуная (44га антропогенных ландшафтов), Горгинию –современная Анапа (40 га), Истрию (35 га), Ахиллию на севере Керченского пролива (8га) и т.д. [5]. Город Каллатис (совр. г.Мангалия, Румыния) представлял собой сельскохозяйственную колонию, расположенною на высоком и ровном морском берегу, что позволило ему выдвинуться как одному из с/х центров той эпохи. При этом следует не забывать, что это только документально установ­ленные следы антропогенной трансформации ландшафтов, имевшей место 2,8-2,4 тыс. лет назад. По-видимому, их было на несколько порядков больше".
Напомню, что несколько порядков (2-4) -  означает больше в  сотни, тысячи, десятки тысяч
2. Приведу расчет Бондырева для потребности греков в лесах для строительства кораблей: "Данные научных исследований в области истории судостроения [6] свидетель­ствуют, что для постройки древнегреческого корабля среднего размера (с учетом мачт и весел) требовалось от 2 до 4 тысяч дубовых деревьев. На 1га леса произ­растает в среднем от 100 до 800 деревьев. Исходя из уже известных данных, можно рассчитать, что для строительства одного военного корабля требовалось вырубить от 25 до 40га леса (в среднем - 32 га на один корабль). При этом совершенно очевидно, что для колонизации Понта были необходимы не только военные, но грузовые суда, которые по своим размерам были в 3 - 4 раз больше.
По самым грубым подсчетам, в колонизации Причерноморья участвовало не менее 10 тысяч судов различных размеров. Таким образом, для их постройки потре­бовалось вырубка значительных лесных массивов:
12000 x 32 га = 384 000 га (1)
Кроме того, суда были годны для их эффективного использования не более 10 лет, т.е. полученная выше цифра удваивалась каждые 10 лет. Необходимо отметить в наших предыдущих работах [2,3] мы приняли слишком завышенную оценку расхода древесины. Реальные расчеты показали следующее – в течении VIII-IVвв до н.э. расходы древесины на строительство кораблей составили:
384 000 га x 80 = 3 072 000 га = 3,076 млн. га леса (2)"
3. К этому Бондырев приплюсовывает городские потребности в лесе
"Анализ материалов приведенных в работе [5] показал, что в античную эпоху в Причерноморье насчитывалось не менее 500 городов-колоний. Только в Ольвийской хоре их было более 100. Потребность в древесине на строительство домов составляло минимум 2,5 млн. деревьев или 2 до 6,56 тыс.га. Примерно столько же шло на строительство мощение улиц, причалы, склады, маяки и т.д. Таким образом, эта цифра удваивается:
4,28 тыс. га х 2 = 8,56 тыс. га (3) 
Срок службы деревянных построек, учитывая климатические условия (высокая влажность воздуха), пожары, набеги соседей, войны и т.д. вряд ли превышал 50 лет, т.е. обновление сооружений за период с VIII по IVвв до н.э., имело место по крайней мере 400 : 50 = 8 раз.
8,56 тыс. га х 8 = 68,48 тыс. га (4)
Следовательно, общая потребность древнегреческих городов-колоний в древесине составляла:
3,07 млн.га + 0,07 млн.га = 3,14 млн.га (5)
4. Автор заключает:
"Получается, что за это время леса были вырублены на площади равной более чем половине территории Грузии (7 млн. га). Этот процесс нельзя оценить иначе, как экологическую катастрофу регионального масштаба. Такова лишь часть цены, уплаченной за вовле­чение территорий побережья Черного моря в сферу древнегре­ческой цивилизации"

Комментарий.
 
Не зря Бондырев говорит "о самых грубых подсчетах". Грубей быть не может. Сплошные ошибки и вопросы к ним.
Казалось бы,  размеры цифр должны вызывать сомнения даже не у критиков, а у самого автора, если он ученый, пусть не математик, а историк или географ... 
Особенно  источники  возникновения таких огромных величин  - 10 тыс кораблей, участвующих в колонизации, обновляемые каждые 10 лет (по расчетам Бондырева, даже раз в 6 лет, число генераций кораблей для 5 веков он оценивает числом 80), 500 колоний, предполагаемые размеры наделов у городов (десятки, сотни квадратных километров), величины населения, необходимые для такой трансформации.
Есть противоречия между отдельными цифрами. Скажем, такое: корабли потребовали древесины в 44 раза больше, чем города, которые построили колонисты. Так чем окупались такие огромные вложения сил в судостроение? 
Сомнительно и н
еявное предположение, что весь лес для кораблей вырубили именно на Черном море. Как и скрытое утверждение, что ремонт судов был невозможен, и что греки его не практиковали.
Особое замечание вызывает период, на который раскладываются все эти затраты. 
Начала колонизации в 8 веке -   три небольших колонии.  Еще несколько - в 7-ом.
Но и эти века зачитываются "по полной" в расчетах Бондырева, по 10 000 кораблей на каждые 6 лет. Как и в затратах леса на постройки.   
Потом: если лес вырубается 400 лет, возобновляясь,  то нельзя говорить о "вырубленной половине территории Грузии" и "экологической катастрофе".
Но Бондырева ничто не смущает - его тема "экологическая катастрофа, вызванная древнегреческой колонизацией".

Признаем результаты - крайне  сомнительными,  подход все же интересным и перспективным. 
Может быть, результаты будут со временем уточнены и мы получим реальные представление о количественных сторонах колонизации Черного моря. Однако, ясно представим себе, что снижение цифр потребление леса на порядок-два и разложение ее на длительный период времени  просто-напросто  уничтожит концепцию "экологической катастрофы". Которая сомнительна с самого начала  - но имеет смысл для оценки затрат на колонизацию   городов Древней Греции.

Tags: Великая Древняя Греция, История и экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments