aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Русское кафтанолюбие: история и смысл.



Поднесение даров русским посольством во главе с Захаром Ивановичем Сугорским императору Максимилиану II в 1576 г. Сходство и разнообразие русских одежд имело совершенно определенный - иерархический смысл. Cамый важную его часть нес кафтан - длинная одежда на пуговицах или застежках, часто с поясом.  

Одежда всегда была богата смыслами. По одежке не только встречают, но очень часто и провожают.
В истории, по крайней мере, именно одежда  делила людей по разным категориям-смыслам: богатый/бедный, родовитый/безродный, имеющий власть/подчиненный, светский/мирской и т.п.  Существовал "дресс-код", который был, вероятно, куда более сложен, чем современный.

Но  обратимся к кафтану, как  "властному мундиру" средневековой Руси, наметим его исторический путь хотя бы пунктиром.

 

Начало - от Рюрика.

Русская любовь к персидскому кафтану появилась, вероятно, в конце IX- начале X вв, вместе с русами-варягами, о чем я написал несколько раньше.  Скандинавы, носившие льняные рубахи и шерстяные одежды, вдруг в начале X века стали использовать дорогие меха, шелк и парчу, что зафиксировали археологические находки.

С точки зрения семиотических, то есть  знаковых возможностей,  кафтан был идеален как для выражения дистанций между  правящей группой и подчиненными прочими, скажем, русами и славянами, так и для обозначения дистанции между князем и его воинами разного ранга. 
Дистанцию обеспечивал  как  материал - в дорогих вариантах как драгоценная парча, тканая из смеси текстильных и металлических нитей,  золотых или серебряных, так  вставки и дополнения -шелк, аппликации, узоры,  драгоценные камни.

Очень скоро кафтан стал одеждой нижней и верхней -  климат  способствовал удвоению и дальнейшему умножению этой одежды, она стала многослойной

Чтобы найти первое визуальное  свидетельство бытования   кафтана,  надо обратиься к 
фрескам  Софийского собора в Киеве.

Многие из них сохранились неважно, потому что старели и переделывались в более поздние времена, но все же иногда можно восстановить исходные рисунки - к примеру,  фреска семьи Ярослава Мудрого была срисована иностранцем в 17 веке и в свою очередь, с рисунка была сделана еще одна копия, а она дошла до нас.




Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве . 1040-е — начало 1050-х гг. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651 г. Копия XVIII в.
Очень интересные рисунки, который показывают, что не только князь, но и его потомство носит узорчатые кафтаны, иногда с верхними накидками.
Причем, это официальное изображение правящего рода, с его символами власти.


Ярослав Мудрый - Реконструкция С.А. Высотского и художника-реставратора Ю.А. Коренюка была проведена по фрагментам фрески и рисунку А. ван Вестерфельда 1651 года. 
Кафтан князя очень богат, сложились основные элементы стиля

Другие фрески Софийского собора, запечатлевшие святых  Наталию и Андриана, а также (в особом месте)  акробатов и скоморохов, несут информацию о другой одежде, более простой: темные одежды святых, короткие рубахи скоморохов - это одежда иных слоев.

 

От одежды немногих избранных - к  одежде элитного слоя.


Понятно, что и для людей  князя, его ближайших воевод и дружинников  требовались с знаки выделенности  - и снова  они задавались через одежду, "дресс-код" того времени. 
Кафтаны приближенных и воинов не только могли, но и обязаны быть в чем то проще, чем у князя, но так или иначе их одежда во многом копировала его одеяние.
Надо думать, что  отличия в одежде могли даже дароваться за заслуги, причем отсюда, вероятно,  пошла "шуба с царского плеча".
Обратим внимание на одну из очень старых икон, с Георгием Победоносцем:
 ,
Св. Георгий. 1130-1140-е гг. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.
И святые великомученики Борис и Глеб, Начало XIV в. Русский музей. Санкт-Петербург.


Почему эта икона  важна для понимания распростанения кафтана?
В отличие от многих других святых, св. Георгий, происходивший из благородной семьи, и бывший комитом императора Диоклетиана, по иерархическим понятиям  Руси того времени, требовал соотвествуюещего его положению канона изображения - вот он поэтому в одежде княжеского типа - это кафтан, украшенный рисунком, с красивой нижней каймой. 
Можно сравнить этот рисунок с близким по времени   изображением вмч. Бориса и Глеба, более высокого,  княжеского рода - их кафтаны более длинны, на них золотые вышивки, узорчатые пояса. Эта тонкость, конечно, читалась и понималась в то время 
Детали изображения княжеских нарядов, вероятно, развивались со временем, с  инновациями, которые вносились в одежду.


Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода . Около 1246.
Это, определенный этап развития кафтана. А следующий - вот



Святой равноапостольный князь Владимир с сыновьями, святыми мучениками Борисом и Глебом. Икона XV в.
 Обратим внимание на парчовые воротники на этой иконе, корону Владимира, шапочки сыновей с символами, изощренную обувь.

Эволюция кафтана.

Московские кафтаны, ферязи, охабни, зипуны, шубы, которые можно обнаружить в быту высших, средних слоев и даже низших слоев в XVI-XVII вв., -  это  результат эволюции кафтана, начало которой мы видели во времена Киевской Руси, а потом обнаруживали некоторые значимые детали. (Очень хорош в описании разнообразия одежды того времени журнал http://ms-reenactor.livejournal.com )


Московская улица по Олеарию

Вот что писал о московской верхней одежде путешественник Олеарий , побывавший в России в 1640-ых:
Поверх рубашки и штанов носят узкие кафтаны длиною до колен с длиннейшими его рукавами, надеваемыми на руки в сборках; воротник у кафтана широкий, длиной в четверть локтя, подшит бархатом, или у вельмож золотной материей; его выставляют из-за другого кафтана, оставляя незастегнутым. Сверх кафтана носят другое одеяние длиною до икр, оно называется ферязью; как кафтан, так и ферязь делается из нанки, киндяка, тафты или атласа, смотря по состоянию каждого. Ферязь подбивается хлопчатою бумагой. Сверх всего носят платья, длиною достающие до пят, которые надевают выходя на публику; это платье бывает из синего, коричневого или темно-зеленого сукна, также парчовое, атласное и шитое золотом, такие же все одеяния, выдаваемые из царской казны по случаю принятия послов, для большего благолепия; у этой верхней одежды бывает длинный, ниспадающий с плеч воротник, вокруг и по сторонам она обшита золотом или жемчугом и украшена висящими кистями; рукава также длинные, как и одежда, весьма узки и подбираются так, что руки едва видны, иногда же при ходьбе они спускаются с рук"

Закономерности этой эволюции угадываемы. Тут есть несколько направлений:

1. Кафтан стал родоначальник нескольких видов одежды.
По образцу кафтана плащ-накидка, которую мы обнаруживаем в самые ранние времена, превратилась в летнее время в ферязь, в зимнее. в шубу, верней, верх шубы.
  
Сигизмунд Герберштейн в шубе, подаренной Василием III. Ферязь Ивана Грозного 


Верх царской шубы, возможно, Алексея Михайловича.
Первая половина XVII в. Москва, Царицины мастерские палаты. Ткань – турецкий атлас золотной. 1620-е гг. Пуговицы – серебро, чеканка. Спина и передние полы одежды из прямых полотнищ ткани, к низу вставлены клинья, рукава вшиты по прямой линии, у проймы широкие, суживающиеся к низу, значительно длиннее руки. На груди поперёк нашиты восемь парных полос тесьмы из тонкого шёлкового шнура, сложенного в четыре раза. По сохранившимся сведениям, шуба была на беличьем меху – «испод белий». Верх шубы из золотного атласа с растительным узором в виде изогнутых побегов с листьями и цветами. 
http://1584.allrpg.info/index.php?kind=5&id=2501
2. Кафтан пошел в самые широкие слои народа - через бояр к высшему духовенству, купцам, стрельцам и даже крестьянам.


Новгородские бояре молятся. Икона XV в.
http://clubs.ya.ru/4611686018427392418/replies.xml?item_no=1119

Московская пехота, XVII в.   
http://photofile.ru/photo/semkov/322898/75768812.jpg


Крестьянский кафтан - раскрашенный фрагмент иллюстрации из книги Олеария (1646) 

3. Кафтан оброс некоторыми нефункциональными знаковыми  чертами - особенно это касалось длины рукавов. Поэтому, возможно, во времена царя Федора Алексеевича в моду стал входить польский кунтуш, исходно тот же кафтан, но прошедший эволюцию в иных условиях /см. подборку польских портретов в 
http://sarmata.livejournal.com/119408.html/
. Там же есть образец кунтуша/

Завершение долгого пути.

Как и многим другим явлениям русской средневековой жизни, кафтану нанес сильнейший удар Петр I - государь, выросший в царских кафтанчиках и носивший их время от времени всю жизнь, меняя их то на салоп голландского плотника, то на преображенский мундир, то на другую полюбившуюся ему вдруг одежду. Может, благодаря этому многие кафтаны Петра хорошо сохранились.

Как это часто бывает, мастерство изготовления кафтанов в конце их 800-летней истории в России  было  на явном подъеме.


Петр в детстве -сказочный у него наряд.

 


Кафтаны Петра

Но суть, конечно, вовсе не в том, что кафтан закончил свой путь, как нефункциональная одежда. Нет.

Петр не только провел военную реформу, он изменил знаковую систему государства, уничтожив старую и введя в элите европейскую систему знаков, в том числе и новый дресс-код. При этой замене нередко появилялись вещи, куда менее удобные для российских условий -  нелепые парики, треуголки, очень короткие  мундиры. Так что со временем присходил определенный откат к удобным предметам старой одежды, но уже вне той смысловой зоны, которую занял новый дресс-код.

Правда, многие элементы старого стиля сохранились у духовенства - но там они имеют свое собственное значение.

Зато долгое время кафтан доживал свою жизнь внизу, в народе, и вернулся наверх, как предмет высокой моды, лишь в современности, но уже международной. 


Tags: Меметика, Русская история, Технологическая цивилизация, Экономика и история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments