История образования в Чехии. 1. Этапы.

 

История развития образования интересна  в каждом отдельном случае  динамикой.

Что касается Чехии, то образование здесь развивалось довольно успешно, и эта небольшая страна может быть хорошим паримером  развития системы образования в Европе.

Заодно можно было бы сравнить  этапы  развития образования в Чехии с  Россией, по тем пунктам, которые окажутся принципиальными.

 

1. По легендарным сведениям первой латинской школой в Чехии была школа в Будече, где располагалась резиденция князей из рода Пршемысла – Пршемысловцев, еще до переноса ее в Прагу, и якобы здесь учился грамоте и письму св. Вацлав (ок. 907-935).

 

Budeč u Zákolan - rotunda sv. Petra a Pavla –  самое старое каменное здание в Чехии – была построена примерно в  895-915 году князем Спитигневом. Другие фото церкви - http://kostelyunas.net/budec_2.html Церковь несколько раз  перестраивалась.

 Надо думать, что именно тут, в костеле, учился христианский патрон Чехии.

 

2. Чехи на переломе тысячелетий. Интересны сведения о чехах, которые содержатся в житии их епископа Св. Войтеха (957-997),  происходившего их рода Славниковцев, второго после Пршемысловцев знатного рода. Он учился в Магдебурге, был избран епископом после смерти епископа Детмара,  оставил родину из-за соперничества родов и погиб мученической смертью,  занимаясь крещением прусов. Будучи избран епископом он понимал, что следует развивать образование и добрые нравы. Однако чехи того времени были нечестивцы, скрытые язычники,  пьяницы, торговали рабами, не уважали брак (было распространено многоженство), вершили кровную месть.

http://cs.wikipedia.org/wiki/Svat%C3%BD_Vojt%C4%9Bch

Такое впечатление, что многие недостатки тех чехов сохранились со сего дня. Однако, конечно, образование придало им необходимй блеск.

 

 

 

3. Подтвержденные документами первые церковные школы.

Первые упоминания в документах - школа у Св. Вита (1068), школа в Оломоуце (1073), бенедиктинские школы  в Райграде (1048), в Градиско у Оломоуца    (1078) и в Тршебиче  (1109).

В 1132 году в Оломоуце уже существовала должность каноника-схоластика, которые ведал школами церкви, а в 1234 такой каноник был в Брно, в 1248 в Зноймо.  Это соотвествует уже не отдельным школам,  а системе церковных школ. Примерно в то же время были упомянуты еврейские школы.

 

4. Первая светская школа – 1270, Прага. В 1271 году упоминалась некая городская  школа в Градце Кралове, раньше латинской школы, которая появилась тут около 1362 при костеле св. Духа..

 

5. Первый университет.  

 
То, что уцелело от дворца начала 15 века после многочисленныз перестроек, называют  Каролинум - это первый чешский университет.

Развитие латинских школ подготовило создание университета.

Он был основан чешским королем Карлом IV в 1348 по образцу Сорбонны.

Акт основания содержал слова, обосновывающие основание университета так: «чтобы жители чешского королевства, жаждущие плодов познания, не выпрашивали милостыни в чужих странах, но нашли в королевстве стол, накрытый для угощения». Университет был первым, основанным северней от Альп. В это время в Италии было уже 14 университетов, в Испании 5, а Карлов университет был 32-ым по счету. Но этим актом он стал центром образования для чехов, немцев и поляков.

Карл IV сделал важные шаги по  расширению сети латинских школ, которые стали готовить часть своих  студентов к обучению в университете, монастрских школ,  ввел также и сельские школы для мальчиков, а университет, в свою очередь,  стал источником педагогов для латинских школ.

Со временем латинские школы уменьшили свой церковный характер, и стали служить обучению детей горожан.

 

6. Список партикулярных (латинских) школ Праги, из которых поступали студенты в университет. Ректор Карлова университета Матей Дворский записывал в 1560-1582 году студентов университета(studium generale),   и учеников латинских школ(studium particulare), в особую книгу,  ценной частью которой оказались сведения о  школах, прежде всего пражских.

Они в то время были под защитой университета и его ректора.  В Праге того времени было 16 школ – 8 на Старом месте, 6 на Новом месте, 1 на Малой Стране и 1 при университете. В книге было записано 750  учеников из Праги (из 4958 записей) и 74 учителя школ (число это занижено).

Город, население которого было не более 25-30 тыс. человек, располагал школами на каждые 1,5-2 тыс. населения.

Остальные города имели по 1 школе и только Кутна Гора – 2. Но в городах были школы и других конфессий, а также дворянские частные школы. http://www.michalsvatos.cz/?p=9

 

7. Иезуиты и иезуитские школы.  В 1556 году в Праге появились иезуиты, много сделавшие для образования. Первую свою латинскую школу они открыли в Пражском Клементинуме (ныне это здание Национальной библиотеки, вблизи Карлова моста), в которой завели класс «детский», в котором учили читать и писать на чешском. Иезуиты не били учеников, а стремились разбудить в них честолюбие и интерес к учебе, много внимания уделяли письменным работам и их разборам, тренировали память, учитывали индивидуальность ученика. Потому о них говорили, что они за три месяца научат тому, что другие учителя за два года. В 1562 году иезуиты основали в Праге Фердинандову Академию, второе высшее учебное заведение Праги, которое слилось в Карловым университетом в 1654 году в  единый Карлов-Фердинадов университет, разделившийся в 1882 году на две части, чешскую и немецкую, а 1920 году Чешский университет снова стал Карловым университетм.

Успехи иезуитов в Праге помогли расширить их коллегии (гимназии) по стране – они появились в Оломоуце (1566), Брно (1578). Когда Оломоуцкая коллегия получила права университета (1572), то следующие коллегии открылись в Крумлове (1588), Хомутове (1592) и Йиндржихове Градце (1594). И так далее.


 
Один из залов Клементинума, барочный.
Иезуиты имели размах.

8 Ян Амос Коменский (1592-1670). Происходил из среды протестантов, «чешских братьев» и оценил латинскую школу, в которой учился всего 2 года (Пршеров, 1608-1609), отрицательно. Но после университета в Германии ему пришлось вернуться учителем в ту же школу.

Школа в Пршерове  и мемориальная доска на ней.

Будущий великий педагог начал создавать новые методы обучения и обдумывать принципы дидиктики. После поражения чешский сословий пр Белой Горе (1620) ситуация в стране изменилась к худшему.


Здание бывшей латинской школы в Пршерове и мемориальная доска на ней.

«В 1628 году по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру.  В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей «Материнская школа» — о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников — «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия». Первая книга была учебником латинского языка, который от всех предшествующих отличался тем, что вместо обычных парадигм склонений и спряжений, правил и исключений здесь давалось описание реальной действительности. Обучение же языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. В этом учебнике Коменский первым из педагогов проявил заботу о том, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи. Ни один из школьных учебников ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как «Открытая дверь языков», переиздававшаяся во многих странах Европы и Азии». http://psy.1september.ru/2000/44/4.htm

  О принципах Коменского которые стали основой новой школы:

Основополагающие педагогические. идеи: всеобщие образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система: приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на начало гуманизма. Провозглашал обязательность реального, общественно-полезного обучения. Уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребёнка.
Коменский призывает обогащать сознание ребёнка, знакомит его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно и в воспитании не может быть скачков. "Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей". Для Коменского образованность не является самоцелью. Он подчеркивал, что оно приобретается и для того, чтобы сообщать другим образование и учёность.

9. Школы пиаристов и  других монашеских орденов.

Пиари́сты (Орден бедных регулярных христианских школ во имя Божией Матери, лат. Ordo Clericorum Regularium Pauperum Matris Dei Scholarum Piarum, S.P., Sch.P.) — католический монашеский орден, занимающийся обучением и воспитанием молодёжи; реже пиары.

Цель братства — христианское воспитание юношества в школах и конвиктах. Название произошло от школы, учрежденной создателем ордена, прозванной лат. Schola pia («набожная школа»). Помимо трёх традиционных монашеских обетов пиаристы дают обет «бескорыстной заботы об образовании и вопитании молодёжи».

Орден возник в 1597 году в Риме и быстро расширился по католичесеким землям. В Чехии коллегии( гимназии) пиаристов появились вначале на Мораве - в Микулове (1631) ,  Стражнице (1633), Липнике (1634), вскоре после этого в Пршиборе, Густопече, и Кыйове. Потом они появились и в чешских землях – Литомержице (1640), Сланы (1658), Космоносы (1688), Бенешов (1704). Ризнов над Кнежной (1714),  Литомышль (1733), Прага (1572)  - с четырьмя чешскими и двумя немецкими классами. Важной чертой обучения о пиаристов было использование учения Коменского и его учебюника латинского. Обычение велось на чешском, чего не было у иезуитов.

 

Другие ордена также имели свои школы – капуцины  в Хрудими (1656),  Фалкнове, Колине (1667), Закупах,  Румбурке и Мниховом Градиште (1699),  францисканцы в Гайке, Гостинне, Горжовицах и Засмуках, августинцы в Лнаржих, Беле, Рочове, Чешской Липе. Высшие латинские  школы были у доминиканцев в Броумове, августинцев в Чешской Липе (1627), в Домажлицах и Немецком Броде, премонстратв в Жатце и Тепле, у доминиканцев в Плщени, у миноритов в Пардубицах.

 

10. Начало женского образования. Сестры-воршилки начали заниматься образованием девочек. Они появились в Праге в 1655 году и открыли школу для девочек на Малой Стране, в своем монастыре, потом основали кластер и школу на Уезде, на Новом Месте (1672). Школы требовали постоянного проживания в монастыре, были основаны на оптимизме, вере  в добро, удовольствие от работы, которая была частью процесса обучения. В 1747 году в Праге появился орден Английских девственниц и создал на Малой стране  Институт благородных девиц.

 

 11. Протестантские школы. Протестанты также  развивали начальное обучение девочек – на первой стадии, детской. На втором обучение было только для мальчиков. Самая старая из этих школ появилась в Млада Болеславе в 1500. Чертой этих школ был их практический уклон и уважение к морали, терпимости. Основой обучения были труды Коменского. После 1627 года эти школы были лишь в местах изгнания «чешских братьев».

 

 12. Всеобщее образование. Реформы императрицы Марии Терезии. 

 
Блондинка Мария Терези - и и притом человек огромного ума и воли.

Этой императрице, говорят, принадлежит фраза «Школа – это политика». Она ощутила недостаточность образования, и его необходимость на должном современном уровне. В 1753 году она  ввела государственный контроль над гимназиями. В 1760 году была основана комиссия для реформы образования, в 1769 году было проведено расследование недостатков имеющейся системы – низкой платы и низкой квалификации учителей, плохой посещаемости учеников, отсутсвия пособий. Мария Терезия в 1772 году основала издательство Немецкого школьного ведомства, которое до 1780 года издало 100 наименований учебников на всех языках монархии (немецкий, чешский, польский, русинский, словинский, сербский, хорватский, мадьярский, румыский, итальянский и еврейский). Четверть учебников раздавалась ученикам бесплатно.  В 1773 году Мария Терезия  ликвидировала орден иезуитов, передав его имущество на цели образования и сделала 6-летнее образование обязательным. В 1774 году было введено обязательное посещение начальных 6-летних школ, в которых был сделан упор на реальное образование, готовящее к жизни – и эти реформы послужили основанием для экономического роста страны.

Я бы сказал, что реформы были настолько сильны и хороши, что современная чешская школа несет и некоторые отрицательные черты австро-венгерской системы образования – многовато зубрежки, слишком много методики в ущерб живому общению, особое положение учителей, которое близко иногда к диктаторству, определенная сословность (система тривиальных, главных и образцовых школ, принятая Марией Терезией прослеживается в нынешних девятилках, гимназиях, реальных школах и училищах).

"Такое впечатление, что многие недостатки тех чехов сохранились со сего дня."
проучившись в универе с чехами полгода не могу не согласиться)))