aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Петр I: переодевания. Часть 2.


Великое посольство и  идея переодевания страны.

 

Но, впрочем, решающие изменения в намерениях Петра произошли во время Великого посольства в 1697 – тогда Петр обрядился в довольно странный халат корабельного мастера.

И, главное, в этот период знакомства с Европой, он  пришел к  идеям, знакомство с  которыми стало  шоком для русских подданых Петра..

Рис. 5. Петр-плотник.Одежда Петра выглядит необычно – она с виду  не столько западная, сколько восточная, это род халата.В чем тут дело?

Петр, оказавшись в Европе, увидел некую огромную брутто-картину: армия тут была в общем и целом такая, какую он строил,  флот несравненный, еще и отличная артиллерия, крепости, города. Но вдобавок – и люди выглядят иначе.

Он попробовал новую жизнь на себе, как халат корабельного мастера. Всего этого ему  захотелось и для соотечественников. Тут в его голове возникла весьма странная идея, что если для начала переодеть соотечественников, то все у них все постепенно образуется на европейский манер. Идея, конечно, инфантильная, подсказанная его скромным опытом переодевания солдат, воображаемой аналогией в освоениии новой военной технологии солдатами и суммы  технологий обществом.

 

Представления о том, что называют сегодня «национальной идентичностью», у него было немного. К примеру, он не особо задумывался над тем, что, рассчитывая прорваться в западное общество для начала военной силой, он полагался на русские качества своих солдат ( при том не зря видел в одном из них, Бухвостове, «первого русского солдата»). О том, что существует разница между разными странами обнаруженного им нового мира, и причинах этих различий.  То есть много ждал от формы, ожидая что мимикрия переменит содержание, о котором знал мало.

К примеру, откуда взялся его новый халат?

Отвлечемся ради него немного в этом направлении.

Некоторое обяснение его  восточному виду  состоит в том, что Запад в то время весьма активно заимствовал новые идеи и даже образцы одежды из Турции. Этому не следует удивляться – Турция долгое время  была военным образцом для Европы. Потому приходилось копировать турок – это своеобразная мистика овладения успеха через чужую одежду и орудие.

К примеру, известные нам свободные одежды католических монахов  появились после крестовых походов, и они были заимствованиями с Востока.

В замечательной статье Шарлотт Йироусек (Charlotte Jirousek Ottoman Influences in Western Dress From Ottoman Costumes: From Textile to Identity. S. Faroqhi and C. Neumann, ed. Istanbul: Eren Publishing, 2005) описываются примеры восприятия оттоманского стиля одежды Европой.

 

Ниже приводятся некотороые параллели.

 

Рис. 6. Использование турецкой одежды (образец – Мехмед III) Генрихом VIII

 

Рис. 7. Турецкий и хорватский конники около 1530-ых – практическое тождество.

 

 

Рис. 8.  Турецкое и европейское платье в 16 веке – Европа берет в качестве образца Турцию. Это многослойная пышная одежда.

 

 

Рис. 9. Мамелюки и европейская одежда – заимствование сложных головных уборов.

 

 

Рис. 9. Одежды янычар  инспирировали идеи европейских воинских мундиров. Они особенно активно развивались во время Тридцатилетней войны,органищационные, тактические и стратегические достижения которой пернимал Петр в первую очередь.

 

 

Получается так, что «ориентализм» в одежде, как результат свободного выбора некоторых европейцев, получил аналог в «вестерниации» Петра, но с тем отличием, что ее надо было вколачивать в свой народ дубинкой. Последующие шаги в этой вестернизации имели в том числе и форму указов об одежде и бритье бород.

 

«Перерождение умов посредством штанов и кафтанов».

 

Эта известная формулировка Ключевского действий Петра затрагивает события, которые начались в 1698 - 1700 годах

В августе 1698 года, на следующий день по возвращении в Москву из первого путешествия по Европе, 26-летний  Петр собственноручно и публично, иногда при помощи топора, лишил бороды нескольких бояр знатных родов (заметим, без правовых оснований). 29 августа 1699 года вводил требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения.

Первый шаг по борьбе с русской одеждой был сделан 12 февраля 1699 года, когда состоялось шуточное освящение Лефортова дворца Всепьянейшим собором.  На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава кафтанов. Опять, заметим, действия эти предшествовали законным актам, если не считать им   появившееся еще в 1681 году предписание о ношении укороченного платья царем Федора Алексеевича  мужскому придворному штату и приказным.

4 января 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. («О ношении платья на манер венгерского.» («Полное собрание законов», т. 4. №1741.))

В декабре 1701 года, день не указан, появился указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел.» («Полное собрание законов», т. 4, № 1887.)

Указ

«О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде Немецких седел».

«Боярам и окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и Жильцам и городовым Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и чёрных слобод всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут на Москве для промыслов, кроме духовного чину, свяшенников и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки Немецкие же, а Русского платья и Черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не продавать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».  

Три года спустя, 23 декабря 1704 года, этот указ был подтвержден новым установлением, вступившим в силу с 1 января 1705 года. В том же 1705-м был обнародован указ «О бритье бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые его исполнять не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков».

С 1701 по 1724 год было издано 17 различных указов, регламентирующих правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделку форменного и праздничного платья и т.д.

Рис. 10. Так сказать, образчик того,  «за что боролись».  Неизвестный художник Эмаль на медной пластинке Семья Петра I в 1717. Пётр I, Екатерина, старший сын Алексей Петрович от первой жены, младший двухлетний сын Пётр и дочери Анна и Елизавета. 1716-17 г.г.

Рис. 11. Настоящий триумф формы – мундир Петра, который был на нем во время Полтавской битвы

 

В этом ряду торжества  западной одежды существует одно исключение, а именно поведение Петра после поражения под Нарвой:    

«Получив весть об этом несчастье в Новгороде, он оделся в крестьянский кафтан, обулся в лапти, часто заливался слезами и вел себя так безобразно, что никто не отваживался что-нибудь предложить ему о военных делах. ИОГАНН-ГОТТГИЛЬФ ФОККЕРОДТ РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ

Последствия выбора.

Этот маленький эпиход выводит нас к  восприятию Петром русского платья, а именно крестьянского кафтана – для него это примерно, как известная власяница Ивана Грозного, как символ поражения. И, наоборот, западная одежда – это для него символ побед.

+

Рис. 12 Клавдий Лебедев Ассамблея при дворе Петра I. Победа нового  внешнего вида.

 

Над кем же?

Над «бородачами», над старой верой и старой культурой.

В основном неверно, конечно, мнение   Казимира Валишевского, который в своей книге «Петр Великий» писал: «Русское платье конца XVII века безусловно не обладало ни красотой, ни удобством. Однако его отличительные черты: ширина и большое количество надеваемых друг на друга одежд — имели свое оправдание в климате… Что касается точки зрения «эстетической», то, по-видимому, разногласий о том быть не может. Во все времена и подо всеми широтами мода стремилась избавиться от излишних одежд…».

Русская одежда была вполне приспособленной к потребностям жизни и красивой – см  Русское кафтанолюбие: история и смысл. Та избыточность, которая в ней была, уже в 17 веке начала ликвидироваться под давлением жизни.

Тот же Валишевский рассуждает о русском климате и лени –  с некоторым ехидством: «Под этим градусом широты короткие брюкн и открытые чулки являлись безрассудством. Старинная русская одежда, говорили, была одеждой лентяев. Но самый климат способствовал развитию лени у людей Севера, принуждая их к невольному безделью в длинные зимы. Сбрасывая длинную шубу; конечно, они становились более подвижными, но с риском отморозить себе руки и ноги. Петр сам умер от простуды».

И не только Петр: солаты в чулочках и треуголках не очень-то были приспособлены к зиме. Правда,  русской зимой ни они, ни их противники не были особенно боеспособны.

Встречаются иногда рассуждения, что уничтожение старой знаковой системы одежды означало уничтожение старых сословий и их сословной спеси. Отчасти это верно, конечно, только старые классы всего лишь несколько  трансформировались, и  Империя порождала новую иерархию и новую спесь.

Как пишет М. Н. Шмелева: «Нововведения отвечали прежде всего задачам выделения из общей массы народа дворянства как господствующего сословия, возвышения над всеми. Они согласовались с той социальной ситуацией, которая тогда сложилась в России, - с ростом абсолютизма, с формированием регулярной армии, с развитием бюрократического аппарата государства. Реформы Петра I подвергали коренной ломке дворянский быт, но отчасти затрагивали и другие слои общества». («Русские». Москва, "Наука"1999 - http://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/index.htm )

 Обратим внимание: из указов Петра следует ясное исключение – старая одежда сохранятся за крестьянами. Добавим к этому их полное закрепощение за помещиками указом о подушной подати. Вот это огромная сословная победа:  побежденный носит то, что Петр после Нарвы.

Таким образом, атрибуты старой русской культуры становились низовыми, маргинальными. Императоры короновались теперь в мундирах Преображенского полка.  Как ни парадоксально,  обиход  включал все же старую атрибутику и старую одежду - например, как маскарадную.

 

 

 

Верхний кафтан от маскарадного костюма императора Николая II

На этой ноте русской культуры, превращенной в маскарад и низовую часть общественной жизни усилиями Петра, я и закончу эту статью.

 

 


 
Tags: Меметика, Русская история, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments