aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Споры о русском характере.


Hеизвестный русский художник второй половины ХVIII века
Спящий Христос с орудиями страстей
Холст, масло. 59 х 72,5 ГЛМ

Одна ученая филологическая дама, Ольга Щелокова, в последнее время не на шутку занялась русским характером:

1. «Русский народ» — это абстракция, метафора для передовиц. А вот «русские люди», в общем и целом, обладают, как род, следующими специфическими чертами.
Русские люди чудовищно необязательны, когда речь идёт о других, а не о себе, любимых. Нет того русского работодателя, который бы точно, вовремя и в срок, расплатился по договору. Но зато русские люди очень любят рассуждать о «еврейском засилье». Так это евреи, что ли, мешают Иванову заплатить Петрову 947 рублей 24 копейки 22 июля в 12 часов 36 минут, как это обозначено в договоре?
Русские люди чудовищно вороваты. Стырить всё, что плохо лежит, — это святое дело. Не успеешь и обернуться. Причём русский человек сначала стырит, а потом поймёт, что это ему не надо. Но и всё равно не вернёт краденого. Потому что ему стыдно.
Русский человек очень любит клянчить, если он находится в положении подчинённого. И очень любит делать брезгливую козью морду, если он становится начальником. Русскому человеку совершенно не присуще демократическое прямодушие и нелицеприятие.
Русский человек никогда не уважает другого русского человека независимо от социального положения последнего. Он никогда не будет оказывать знаки расположения тому, кто не может посодействовать лично ему.
Однако при всём вышеперечисленном русский человек крайне религиозен. Он считает, что православная вера столь обширна, что она предоставляет ему полную индульгенцию оставаться тем же необязательным, вороватым, льстивым и корыстным жмотом, каков он есть.
И, самое смешное, что вот здесь-то евреи совсем не при чём.
А исключения только подтверждают общее правило, и я очень хорошо понимаю иностранцев, которые считают, что «с русскими нельзя иметь дела».

А что, к определенной части народа применимо на все 100%. Только вот после вороватости чехов и поляков, мне русская вороватость не кажется такой уж чудовищной. Но это неважно. И исключения будут, собственно, не так уж малочисленны. Но это тоже неважно, главное, что такая часть народа существует.



Сивков Кирилл и неизвестный художник Бичевание. Середина XVIII века.
Страстной ряд иконостаса  Дерево, темпера. 35 х 36

2. А вот рецепт, как исправить положение все от той же дамы:

"Народ у нас очень хороший и очень талантливый, но совершенно дикий, во всех смыслах. Мягко говоря — «овцы без пастыря». А грубо говоря, его нужно много и долго пороть, пока он усвоит хотя бы одну простую вещь: нельзя срать там, где живёшь. Когда после долгой порки он, наконец, усвоит, что нельзя выбрасывать мусор из своей машины на проезжую часть, можно будет, теми же методами, перейти и к более сложным урокам. Но теми же методами.
По поводу духовенства. Этих массово — на восстановление Саяно-Шушенской. Или на лесозаготовки. Топор в мягкие ручки — и вперёд. Как показала история, очень помогает. А чтобы церковная традиция не прерывалась, оставить дюжину епископов. Но только чтобы на голодный паёк и под строжайший надзор полиции. Если что — в расход.
Вот такое моё мнение. А что? Меня попросили сказать — и я сказала".


Ну, тут, понятно, даму занесло, хотя и на старую колею. Чуть не вся русская история построена на этом рецепте, а толку от его применения немного. Как раз мало периодов спокойных, благоприятных, которые очень помогали развиться некоторым государствам.


Hеизвестный русский художник начала ХIХ века"Монархический колосс"
Бумага, чернила, темпера. 69 х 48,4. ГИМ
На картинке изображен огромный воин-истукан, который символизировал историю смены монархий. Согласно библейской легенде (Книга пророка Даниила, гл. II), его увидел во сне царь Навуходоносор. Смысл сна был истолкован пророком Даниилом. На шлеме, латах, одежде и на ногах колосса помещены названия монархий и царств и перечислены государи, царствовавшие в них. Упомянуты "первая монархия Ассирийская", "вторая монархия Мидская и Персидская", "третья монархия Греческая", "четвертая монархия Римская", "царство Восточное" и "Западное государство". По сторонам от колосса на картинках помещены изображения четырех зверей, которые явились в видении пророку Даниилу (Книга пророка Даниила, гл.VII): крылатый лев (Ассирия), медведь с тремя клыками во рту (Персия), четырехглавый леопард (Греция), и десятирогий зверь (Рим)

3.  Как только эти первоначальные утверждения начинают разлагаться на спектр конкретными обстоятельствами, то утверждения решительной дамы звучат уже совсем  страшно:

"СССР как раз отчаянно и очень искренне боролся против "тяжёлого наследия" (а особенно в 30-50 годы, когда уровень общественной морали значительно возрос) - где-то жестокими наказаниями (как, например, любимым мною "законом о колосках", который предусматривал практически немедленную казнь за хищения госсобственности, а особенно на железнодорожном транспорте), а где-то воспитательной работой".

"во время войны не церемонились и говорили просто: "Русские свиньи". И в этом, если вдуматься, только на поверхностный взгляд было что-то оскорбительное, поскольку это относилось не только к неопрятности, а ко всё той же чудовищной нулевой организованности, которая присуща нашему социуму. И на фоне этого особенно ценишь те поистине гигантские и, к сожалению, исторически обречённые усилия, которые предпринял Сталин, чтобы превратить этот социальный кисель в некое подобие стального кулака. Да, но нельзя же мобилизовывать только под страхом штрафбата и в экстренной ситуации войны. Почему нельзя ЖИТЬ организованно? - Это для меня большая загадка, даже и на бытовом уровне. Я уж не говорю об обязательности, это вообще недостижимый идеал. Но почему нельзя стабильно класть одну и ту же вещь на одно и то же место? Почему бы, условно говоря, щётки для обуви не держать в прихожей, а зубные щётки - в ванной, а не наоборот? А у нас "так принято". Да, но если принято, тогда зачем же лезть в "мировое сообщество" и пытаться с ним хотя бы торговать?"

Занятно все же.
Тема порки, как говорится, проходит красной чертой. Кто порет русского, тот и молодец, и ему все прощается. Немцы, понимаешь, пришли с лучшими целями, выпороть и отучить русских от свинства, Сталин, отец родной, тоже очень старался, до голода довел и за колоски в лагерь сажал, столько старательных любителей порки вырастил, им бы дорогу дать! Ан нет, немцев прогнали, Сталина и его учеников разлюбили.
Кстати, к утверждению "Когда после долгой порки он, наконец, усвоит, что нельзя выбрасывать мусор из своей машины на проезжую часть..." могу добавить, что я как-то лечился во Франтишковых Лазнях, в Западной Чехии. Это территория с трех сторон окружена Германией, и немцы ездят туда пиво пить, есть и отдыхать. Увы, все кюветы на проселочных дорогах там завалены пакетами с немецким мусором. В Германии, видно, за выкидывание наказывают, "порют". Так немцы (западные, кстати) почему-то возят мусор в Чехию и выкидывают его там, между делом. А это та самая организованная публика, которой беспредельно восхищалась  мадам Щелокова. Англичанами она тоже восхищалась - и о них тоже можно сказать кое-что.



Hеизвестный художник конца ХVIII века Свадьба в Торопце (приход господ на крестьянскую свадьбу)
Холст, масло. 64,5 х 83,5 ГИМ


4. Но мне как-то особенно понравилось предложение мадам Щелоковой привести аргументы, за что же современный русский народ достоин уважения, но, мол, чур, Суворова и Кутузова не упоминать.
Черт его знает, и каковы же должны быть аргументы?  
Может, уважать надо за то, что у большей части уже образовалась привычка хранить зубную щетку не в прихожей?
Или хотя бы за доступных мне для наблюдения  людей,  за одноклассников и однокурсников: у кого как сложилось, а в целом люди нормально проживают свою жизнь, в трудах и заботах, не стремясь украсть или не исполнить своего слова.

Были, правда, люди разные, особенно среди одноклассников: Володя П, к примеру, был авантюрист жуткий, но его убили. А Слава З. был силач,  гуляка и пьяница, он умер, замерз в собственном дворе. Жена его домой не пустила, он обнялся с собакой и заснул. Виктор В. был натурой яркой, талантливой, но - "по тюрьмам, по ссылкам" пошел. Потом вышел, остепенился, купил машину. На этой машине он привез Славу З. на пересуд, вместе с  милиционерами. Дали тому пару лет, и Виктор В. предложил милиционерам не везти его сразу назад, в колонию, а  погулять: купить водки, вина и отдохнуть вечер на озере. Те согласились. И вот картина: эта гулянка, Слава З. пляшет цыганочку, песни поет, и радуется свободе. А на следующий день вся группа поехала в тюрьму.
Но с Витей В.  плохо кончилось: машину разбил, тоже пил и умер.

 Но есть и иные примеры, поспокойней, и их больше. Был один жуткий лентяй, он стал немалым начальником в нашем городе. Но, говорят, необыкновенно отзывчив к просьбам. И стал вовсе не ленив.  Учителей своих вспоминаю еще, с благодарностью. Много среди них было замечательных людей.

Что если не лезть к людям с кнутом, а дать им пожить нормально, и дать им меняться не по  мановению того же кнута, а вместе с жизнью?  Я бы особенно озаботился той самой "полицией", которой уважаемая дама хочет дать так много воли, и законами, по которым следует жить.
Tags: Общество, настроение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments