aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Гигиена у древних греков и в Средневековье. Часть 2. Средневековье. Окончание

  1. Баня парная. Она поначалу была очень широко распространена в Европе. По крайней мере, путешественник и дипломат Ибрагим бен-Якуб, посетивший Богемию и Саксонию в 973 году, обнаружил там множество парных публичных бань, в городах и деревнях.

Вот так когда-то парились и чехи (иллюстрация из Богемского манускрипта – по http://www.gallowglass.org/jadwiga/herbs/baths.html ), но потом об этом благополучно забыли.

В поэме 13 века, приписываемой Сигриду Хелблингу, в деталях описывается, как парную баню посещают король и его придворные – там есть деревянные лавки, нагретые камни, на которые льют воду, а также место для отдыха после парной [5]. Есть свидетельства о парных и в 14 веке. Однако, позже такие бани почти исчезают из европейского обихода, кроме Руси и Скандинавии.

  1. Обшественная баня. Есть обоснованное мнение, что в Раннем Средневековье бань было заметно больше, чем в позднем. Бани в раннем Средневековье, судя по фактам, были важным элементом общественной жизни, соединяя в себе по необходимости клуб, таверну, игорное заведение, иногда публичный дом - http://www.gallowglass.org/jadwiga/herbs/baths.html

Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной, а не хватает только мытья. Интересно обратить внимание на кран для воды - подвернись нам какой-нибудь фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке

А тут в ванной протекают любовные игры

Дюрер «Женщины в бане», 1497- это явно парная баня – и мытье наличествует, и шаечки, и губки-кисти, и дети моются с мамами.

Потому то, на фоне старых свидетельств, становится интересно, когда немецкий путешественник начала 17 веке Олеарий начинает удивляеться русским публичным баням и парным, которые в его времена уже заметно отличают Восточную Европу от Западной:

«… из-за полуденного отдыха нельзя говорить ни с кем из вельмож и купцов.

На этом основании русские и заметили, что Лжедмитрий (о котором скоро будет речь) не русский по рождению и не сын великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские. Это же вывели они из того обстоятельства, что он не ходил, по русскому обычаю, часто в баню. Омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело. Поэтому у них и в городах и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать.

В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли видеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место [...].

Они в состоянии переносить сильный жар, лежат на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины и мужчины голые выбегают, окачиваются холодною водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню. Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную…

Подобного рода мытье видели мы не только в России, но и в Лифляндии и Ингерманландии; и здесь простой люд, в особенности финны, в суровейшее зимнее время выбегали из бань на улицу, терлись снегом, а затем опять убегали греться. Такого рода быстрая смена жары и холода не была им во вред, так как они уже от юности приучали к ней свою природу. Поэтому-то финны и латыши, так же как и русские, являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару.

В Нарве я с удивлением видел, как русские и финские мальчишки лет 8-ми, 9-ти или 10-ти, в тонких простых холщовых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчаса ходили и стояли на снегу, как будто не замечая нестерпимого мороза.

В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок. Впрочем, знатные господа теперь иногда обращаются к совету немецких докторов и к настоящим лекарствам.

Встречали мы, кроме того, в Москве у немцев, равно как и у лифляндцев, хорошие бани, устроенные в домах. В этих банях устроены сводчатые каменные печи, в которых на высокой решетке помещается много камней. Из такой печи идет отверстие в баню, которое они закрывают крышкою и коровьим навозом или глиною. Снаружи имеется другое отверстие — поменьше первого — для выхода дыма. Когда камни достаточно накалятся, открывается внутреннее отверстие, а внешнее закрывается, и сообразно тому, сколько требуется жара, наливают на камни воды, иногда настоянной на добрых травах. В банях, по стенам кругом, устроены лавки для потенья и мытья — одна выше другой, — покрытые кусками холста или тюфяками, набитыми сеном, осыпанные цветами и разными благовонными травами, которыми утыканы и окна. На полу лежит мелко изрубленный и раздавленный ельник, дающий очень приятный запах и доставляющий [большое] удовольствие. Для мытья отряжают женщину или девицу. Если у кого в гостях моется близко знакомый и любезный приятель, то к нему относятся очень внимательно, ухаживают за ним и берегут его. Хозяйка или дочь ее приносит или присылает обыкновенно в баню несколько кусков редьки с солью, а также хорошо приготовленный прохладительный напиток. Большою погрешностью или знаком дурного приема считают, если это не делается. После бани они также доставляют своему гостю, сообразно с тем, как он этого достоин, всяческое приличествующее удовольствие угощением. [...]»

Подчеркну еще раз, что Олеарий рассказывает соотречественникам о русских, финских и латышских банях, как о диковине. И это человек из немецких земель, где всего-то лет за двести-триста до этого бани были обычным делом. В чем же причина?

  1. Упадок гигиены в 16-18 вв. Тут явно вмешались климатические изменения и экономические условия. В связи с похолоданием Малого Ледникового периода, начавшегося в 16 веке, в Европе резко выросли цены на продовольствие и дрова. Посмотрим на эти изменения на примере Англии.

Рис. 1. Изменения цен на дрова и пшеницу 1200-1900. Цены пересчитаны на серебро.

В середине 16 века начинается заметный рост цен.

На рис. 1 этот процесс роста цен отражен. Однако, следует учесть и реальные заработки. На примере ремесленника можно прикинуть изменения реальных доходов населения (помня, что заработок подсобного рабочего был примерно в 2 раза ниже).

Рис. 2. Изменения зарплат, рассчитанных «в дровах» и пшенице. Падение уровня жизни началось даже раньше – в первой четверти 16 века, и было оно очень резким – в разы.

Выросли и цены на дрова, но тут рост цен был несколько ниже, чем на продовольствие. Экономить, однако, приходилось на всем. Именно к тому времени относятся все тогдашние «ресурсоберегающие европейские технологии» - чешские и немецкие перины, которые позволяли сэкономить на отоплении спальни, спанье всей семьей в одной постели (Англия), голландские спальные шкафы, которые нагревались дыханием спящего, английское закаливание холодной водой и неотапливаемой спальней, повсеместиная привычка собираться зимой в отапливаемых трактирах, где теплей, чем дома и тп. А на банях стали экономить, иначе бы цены на дрова были еще выше.

О других причинах исчезновения общественных бань, которые не кажутся мне все же настолько важными, а скорей сопутствующими, пишет Ф. Бродель[6]: «Начиная с XVI в. общественные бани становятся все более редки, почти что исчезают, по причине, как говорили, распространения заразы и страшного сифилиса. И несомненно, также по причине деятельности проповедников, католиков или кальвинистов, яростно обличавших бани как рассадник бесстыдства и угрозу морали. Тем не менее у частных лиц ванные комнаты сохранятся довольно долго. Но мало-помалу мытье в бане сделается врачебным средством, но не привычкой к поддержанию чистоплотности. При дворе Людовика XIV к ней станут прибегать лишь в порядке исключения, в случае заболевания. К тому же в XVII в, общественные бани, которые сохранились, в конечном счете перешли в руки цирюльников-хирургов. И только в Восточной Европе практика пользования общественными банями со средневековым простодушием останется в силе вплоть до последних деревушек».

  1. Уборка мусора.

В появлении подразделений по уборке мусора прослеживается связь с «черной смертью» - чумой /1347-1351/

1297 – В Англии принят закон, требующий от домовладельцев убирать мусор перед собственными домами – но он не слишком то выполнялся

1348 – Флоренция создает закон об уборке мусора и нанимает мусорщиков

1348 – Филипп VI Валуа требует от парижан вывозить мусор от своих домов и создает подразделения мусорщиков для очистки улиц

1354 - в Лондоне появляются мусорщики, так называемые «грабельщики», обязанностью которых еженедельная уборка мусора по кварталам и вывоз его.

1407 – Лондон постановлено, что бытовой мусор должен собираться у домов, пока мусорщики не вывезут его на свалку на эссекские болота.

1539 – и в Париже был принят такой же закон.

Вообще рост городов неизбежно порождал одни и те же проблемы. Вспомним еще про начинание Петра:

9 апреля 1699 года Петр I издал указ "О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки". Документ, в частности, гласил: "На Москве по большим улицам и по переулкам, чтобы помету и мертвечины нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто, и о том указал великий Государь сказать на Москве всяких чинов людям. А буде в Москве всяких чинов людей кто станут по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, и такие люди взяты будут в земской приказ, и тем людям за то учинено будет наказанье, бить кнутом, да и на них же взята будет пеня".

Ну, этот парень в основном умел кнутом работать и деньги отнимать. Мусорной службы он не создал.


Английские мусорщики 19 века

Итак, обзор дает материал для сравнения Древней Греции и Средневековой Европы и еще для некоторого нескучного обсуждения. Но об этом немного позже.



[1] Penny Colman, Toilets, Bathtubs, Sinks, and Sewers: A History of the Bathroom Atheneum Books NY 1994

[2] Weaver R. and R Dale, "Machines in the Home." New York: Oxford University Press, Inc., 1992

[3] Kahn L, J. Hulls, P. Aschwanden The Septic System Owner's Manual. Shelter Pubns 2006

[4] Н. И. Фальковский "Москва в истории техники", М., Моковский рабочий, 1950

[5] Georges Duby, Philippe Ariès A History of Private Life: Revelations of the Medieval World.

[6] Фернан Бродель. "Структуры повседневности: возможное и невозможное". М.: Прогресс, 1986 г

Гл.4 "Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода"

Tags: Историометрия, История Европы, Общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal