aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Фонтаны от Древней Греции до Средних веков. Часть третья: Византия.

Стамбул, площадь Ахмедие (в Византии площадь у Ипподрома) Эта. змеиная колонна  была привезена сюда  из дельфийского святилища Аполлона  в 326 году по приказу императора Константина Великого и использовалась в качестве фонтана. Она  имела 29 ажурных кранов  на бронзовом основании. В настоящее время высота колонны составляет 5 метров.

О ее истории. Колонна символизировала победу 479 года до н. э. греческих городов-государств над персами при Платеях. В оригинале она имела  высоту 6,5 метров, состояла из трёх переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причём сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Чаша была утеряна в античные времена, а змеиные головы были разбиты в 1700 году. Тут сошлось все: Константинополь, как гибрид греческой и римской культур, уничтожение Византии турками и их использование древнегреческого и византийского прошлого.

 

О византийских фонтанах, увы, известно недостаточно, потому что время прошлось по ним довольно беспощадно. Многие из них были разрушены турками. К примеру, в небольшой статье из блога  с гордым названием «Стамбyл европейская столица культуры 2010»   пишется, что «Фонтан «Киоск»… возведен Ахмедом    III между    1728 и 1729 на месте византийского фонтана, известного, как Перайтон   / Perayton/. Архитектурными особенностью фонтана является синтез традиционного Оттоманского и западного стиля того времени». Этот турецкий киоск - достаточно уродливый фонтан, надо сказать, и скорей интересней было б увидеть, как выглядел древний предшественник.

 

 

Уличный турецкий фонтан в Стамбуле – судя по старой  ванне, и  он мог бы окзаться византийской древностью, «усыновленной» завоевателями. Турки ведь использовали  акведуки  и водохранилилища Константинополя,  и всю систему водоснабжения города в целом..

 

Потому надо со вниманием отнестись к сохранившемуся византийскому наследию и правильно понять его роль.

 

Прежде всего, надо, конечно, помнить, что византийские фонтаны были мостиком между античностью и Средневековьем.

 

Сохранившаяся голова змеи со «змеиной колонны» -  привет античности временам Византии.

 

Руины фонтанного дворика в  храме св. Феодоры в Йераше, Иордания, рубедж 5 и 6 вв.. Это был уже христианский  храм, но  с античной архитектурой.   

Фонтан в центре форума Йераша.

 

Античный фонтан в церкви меняет свою функцию, становясь священным источником – Равенна, столица византийского императора Юстиниана в Италии.

 

Христианство претендовало на осмысление  фонтана, как особого, нового символа.

 

Именно в христианской традиции фонтан стал пониматься, как баптистерий, место для крещения.

 

Византийский фонтан на Родосе, площадь Аргирокастро – первоначально он был построен в монастыре св Ирины.

 

Еще один византийский фонтан на Родосе, когда-то   часть православной  церкви.

 

Византийский фонтан V-VI вв в Яффе.

 

 Другой мотив -  живоносный источник. Появление этого образа будто бы связано с   исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем  чуда, стал впоследствии императором (455— 473) и воздвиг на месте источника храм   «Живоносный Источник» (471). Позже храм был разрушен турками, но возрожден, как церковь Панагии во Влахернах..

Икона с образом Богоматери и Живоносным источником.

 

Однако, одновременно с этим событием появилась и известная мозаика в Равенне, которая несколько меняет картину происхождения идеи живоносного источника.

 

Святые Петр и Павел и два голубя у фонтана – мозаика из Равенны, мавзолей Галлы Плацидии, вторая четверть V века. Символика фонтана – восприятие духа учения Христа.

Равенна была великой попыткой византийского императора Юстиниана (правил в 527-565) восстановить Римскую империю в Востока. Ради этого он перенес свою столицу в Италию.  Но влияние Константинополя началось еще в 5 веке, и именно его документирует этот мавзолей и его мозаики.  

Часть изображения.

Фонтан, изображенный на мозаике в монастыре Дафне у Антиоха.

Современное воплощение византийской идеи фонтана в Великой лавре  на Афоне, чаша подобна той, которая изображена на мозаике в Равенне..

 

Но, конечно, не обязательно  византийские фонтаны были связаны лишь с религиозной символикой, существовали и фонтаны светские, как общественные, так и частные. Упоминается, к примеру,  что для украшения резиденции эмира Абд ар-Рахмана II,  в Кордову  из Византии  был привезен фонтан, выполненный из зеленого мрамора, с двенадцатью стилизованными фигурами животных из золота и драгоценных камней

Общественные фонтаны выглядели просто – так, как например, деревенский фонтан с острова Кос, и многие  фонатаны Константинополя, подобно приведенному выше.

 

Фонтан в деревне Пили, остров Кос.

 

Фонтаны были также частью византийских бань, вопринятых ими в той части империи, которая досталась Византии.

 

 

Фонтанный зал в римско-византийских банях в Хаммат-Гадер.

 

Итак, мы могли б сказать, что в Византии в 5 веке появились оригинальные фонтаны, входящие в новое христианское понимание мира. Идея фонтана, как священного источника, как носителя живоносной силы была подхвачена и западной церковью. Тут возникла целая мифология. Но об этом далее.

Tags: история европы, меметика, технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments