aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

АНТРОПОЛОГИЯ: ВЯТИЧИ-МОСКВИЧИ/РЯЗАНЦЫ-ДОНСКИЕ КАЗАКИ

Мне уже приходилось говорить, что главной этнической основой Московского периода истории России оказались вятичи. Попробуем проследить пути-дороги этого племени и представить их себе, как определенный антропологический тип.
 Ареал первоначального распространения вятичей:

Карта распространения племен в X веке (фрагмент)
 
Ареал расселения вятичей в современных измерениях – Москва, Серпухов, Коломна, Тула, Калуга, Рязань. То есть это основа будущего  государства, возникавшего вокруг Москвы.
ДВИЖЕНИЕ ВЯТИЧЕЙ:
Дальнейшее направление колонизационного движение вятичей – восток (Ока/Сура и юг – Дон). Собственно, они стали основой  казачества:
Процитирую Ключевского
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА.   Еще в XVI в. казаками звали наемных рабочих, батрачивших по крестьянским дворам людей, без определенных занятий и постоянного местожительства. Таково было первоначальное общее значение казака. Позднее этому бродячему, бездомному классу в Московской Руси усвоено было звание вольных гулящих людей, или вольницы. Особенно благоприятную почву для развития нашел этот люд в южных краях Руси, смежных со степью, условия которой сообщили ему особый характер. Когда стала забываться гроза татарского погрома, завязалась хроническая мелкая борьба русского степного пограничья с бродившими по степям татарами. Исходными и опорными пунктами этой борьбы служили укрепленные пограничные города. Здесь сложился класс людей, с оружием в руках уходивших в степь для рыбного и звериного промысла. Люди отважные и бедные, эти вооруженные рыболовы и зверогоны, надобно думать, получали средства для своих опасных промыслов от местных торговцев, которым и сбывали свою добычу. В таком случае они и здесь не теряли характера батраков, работавших за счет своих хозяев. Как привычных к степной борьбе ратников их могли поддерживать и местные княжеские правительства. Этим людям при постоянных столкновениях с такими же татарскими степными добычниками и усвоено было татарское название казаков, потом распространившееся на вольных бездомных батраков и в северной Руси. В восточной полосе степного юга такие столкновения начались раньше, чем где-либо. Вот почему, думаю я, древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444 г. В Московской Руси еще в XVI - XVII вв. повторялись явления, которые могли возникнуть только при зарождении казачества… Первоначальной родиной казачества можно признать линию пограничных со степью русских городов, шедшую от средней Волги на Рязань и Тулу, потом переламывавшуюся круто на юг и упиравшуюся в Днепр по черте Путивля и Переяслава.
Описанный известным антропологом  В. В. Бунаком   сурско-донской антропологический тип  сохраняет  черты   вятичей, активно смешивавшихся с угро-финскими соседями, сильней всего.
.
Дон-сурский
тип
Не имеет аналогов в других группах (сочетание мезокефалии, небольших лицевых размеров, толстогубости и сравнительно сильного роста бороды). От остальных региональных типов юго-восточной территории дон-сурский отличается более светлой пигментацией глаз (частота светлой радужины - 50%). Понижена частота складки верхнего века
 
   
Реконструкция облика вятичей -
 
Тип казака заинтересовал немецкого художника
 
 Линейные казаки, рис. Т. Горшельта

Фото старого казака - тот же тип потомка вятичей.
Tags: Антропология, русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments