aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Об истории мостов в античности и средневековой Европе. Часть 2


Мосты Древнего Рима.

 

Рис. 8 Мильвийский мост (Ponte Milvio),  на реке Тибр, один их старейших римских мостов. Но  он, фактически, менялся всю свою  историю. Первоначальный мост  был построен в 206 г. до нэ, но  в 115 г. до нэ был снесен и на его месте построен новый. В раннем Средневековье  монах Акуцио ремонтировал Мильвийский мост. В 1429 г. папа Мартин I заказал ремонт обветшавшего моста у известного архитектора,Франческо да Генаццано. Новые ремонты моста были проведены в XVIII и XIX вв.    

 

Прежде чем говорить о вкладе Древнего Рима в каменное мостостроение, надо поставить вопрос об идентичности сохранившихся мостов. В самом деле, для них, как памятников древности, возникает проблема, а насколько они такими памятниками являются?  Дело в том, что мосты при долгой эксплуатации, а также больших паводках, наводнениях, землетрясениях, военных действиях зачастую разрушаются. Восстановление может изменить их облик. На примере Мильвийского моста (рис. 8) эта проблема становится  понятной – его пришлось перестраивать и ремонтировать  в общей сложности 5 раз. На рис. 9 показано, как сильно мог разрушиться мост примерно за 300 лет – одна его сторона требует радикального ремонта.

В установлении идентичности, существует несколько проблем – проблема надежности кладки, надежности опор и временной идентификации  элементов моста, учета кардинальных перестроек. Но идентичность – все же проблема историков. Для римских строителей – это была проблема технологии, долговечности создаваемого моста.

 

Рис.9. Гравюра  Пиранези изображает  Мильвийский мост в середине XVIII век. Художник зафиксировал момент, когда  часть  моста оказалась в ветхом состоянии.   

 

 

Что касается  кладки, то проблемой масштабного строительства из камня и кирпича,  долгое время было  отсутствие надежного связывающего раствора, необходимого для строительства больших конструкций.

В Древнем Египте использовали для этой цели гипс, в Месопотамии битум. Не совсем ясно, когда грекам стал известен раствор, в который входила известь, и достаточно поздно (около 200 г  до нэ., греческая  Малая Азия) они пришли к раствору, который использовал материал, подобный цементу, связывающий воду. В результате образовывалась  прочно  комбинация природного цемента, извести и песка. Римляне усовершенствовали этот раствор, добавляя в него лавовую породу из района Поцциоли, еще один вид природного цемента.  В результате   получилась самая прочная связка до времен изобретения портланд-цемента. Таким образом, им открылся путь к очень большим долговечным и устойчивым строениям, в том числе к большим  мостам. А ценность их для римлян была очевидна: хорошие дороги и мосты позволяли контролировать большие территории. Самый старый и при том частично сохранившийся древнеримский мост -  Pons Aemilius (Ponte Emilio) в Риме, построенный в 142 г. до нэ. Он  многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался, а сейчас от него сохранилась одна арка.

 

Надежные, устойчивые к паводкам опоры мостов некоторое время были, вероятно, проблемой и для римлян. Потому самые ранние простые мосты  часто  использовали скалы, как природные опоры, – как, например,  в случае двух похожих мостов в Турине и в  Vaison-la-Romaine (Франция) – рис. 10. Подобие этих мостов показательно – одинаковые условия предопределяют сходные решения. Верней сказать, строители ищут подходящие  условия для облегчения своей работы и применения готовых решений. Кстати, в таких простых случаях вопрос об идентичности мостов также становится заметно проще.

 

 

Рис.10  Мост в Турине (около 25 г. век до нэ) и мост в Vaison-la-Romaine, (149 г до нэ или 1 в. нэ?), ширина пролета 17,2 м.

 

Еще один интересный старый мост ведет к острову на Тибре (рис 11):

 

Рис. 11. Pons Fabricius  на фото и гравюре Пиранези (1756). Построенный в 62 году до нэ, мост Фабрициуса за все время существования  ремонтировался лишь один раз и считается, что он  сохранил первоначальный вид. На гравюре видно, что центральная опора моста сконструирована с учетом возможных мощных потоков воды, несущих обломки – у нее есть специальный   отражатель.

 

 

Разрешив подобные сложности уже  в I веке до нэ – I веке нэ,  римляне далее  пускались на великие мостостроительные проекты, крупнейшим из которых был мост через нижнее течение Дуная, достижение, поражающее воображение (рис. 11).

 

Рис.11  Мост Траяна на реке Дунай (Данубе римлян). Строитель – грек Аполлодор из Дамаска.

 Мост располагался в районе современных городов - румынского Drobeta-Turnu Severin и сербского  
Kladovo. Длина моста составляла 1,135 метров (ширина Дуная в этом месте  800 м), 15 м. ширины, 19 метров высотой от поверхности воды, арки по 38 метров. Кроме того, этот огромный  мост был построен в невероятно короткие сроки  - в 103-105 гг, Единственное объяснение этой скорости в том, что Дунай был пущен по  обводному руслу. Мост был разрушен римлянами при императоре  Гае Аврелиане, когда римские войска оставляли Дакию (271 г). Двадцать опор этого моста  еще видели в 1856 году, когда уровень Дуная сильно понизился, в 1906 две опоры были уничтожены, потому что мешали навигации, в 1932 году опор было 16, сейчас их 12.     

Блестящие ровесники этого проекта –   мост в Мериде (рис, 12), построенный в конце 1 в., мост в Алькантаре (рис. 13), также носящий имя Траяна, и  чуть позже появившийся мост Ангела в Риме (рис. 14), позволяющие охарактеризовать рубеж 1 и 2 вв. н.э. как  пик римского мостостроения.

Рис.14 Римский мост в Мериде, самый длинный из сохранившихся древнеримских мостов, длина 790 метров.

  

 

Рис.13. Мост Алькантара (или мост Траяна) считается самым красивым древнеримским мостом,  находится на реке Тагус , Испания. Он  построен  между 104 и 106 гг. по приказу императора Траяна от 98 года. Отдельные его секции несколько разрушались в связи с войнами, но восстанавливались снова.  Длина моста 194 м, ширина 8, высота 71 м, самый длинный пролет 29 м.

 

Рис. 14.. Еще один великолепный древнеримский мост  - Мост Святого  Ангела (Ponte Sant'Angelo) или мост Адриана  на Тибре, Рим, закончен в 134 г. Известен прекрасными статуями, которые появились, однако, лишь  в 16-17 вв.

 

Кстати о великих  мостах римлян. На Дунае существовал еще и мост Константина Великого, в районе современных румынских  городов Corabia и Sucidava и болгарского  города Gigen, (в древности Oescus),  законченный в 328 году, и простоявший всего-то около 40 лет. Длина его была   2437 м, 1137 м из них непосредственно над руслом Дуная[i], и по своим размерам это был величайший мост древнего Рима, непревзойденный до 20 века.   

Подсчитано, что до нашего времени сохранилось 330 древнеримских мостов, по большей части в развалинах, конечно, но есть среди них и действующие. При внимательном рассмотрении соответствующей  коллекции можно убедиться, что в ней содержится немалое число так называемых «позднедревнеримских» мостов, а это  уже мосты византийские.

 



[i] Tudor, D. (1974), "Le pont de Constantin le Grand à Celei", Les ponts romains du Bas-Danube, Bibliotheca Historica Romaniae Études, 51, Bucharest: Editura Academiei Republicii Socialiste România, pp. 135–166



Tags: История Рима, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments