aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Об истории мостов в античности и средневековой Европе. Часть 3.


Мосты Византии.

 

Как и во многих других случаях, византийские технические достижения в области строительства мостов историки не особенно выделяют и трудно найти  даже краткий обзор по этой теме. Хотя Византии с самого начала было чем гордиться, и ее каменные  мосты, которые строились тогда, когда вся остальная Европа вновь ладила свои мостики из дерева или достаточно неумело пробовала подражать римлянам, были не просто продолжением римского мостостроения, но вносили в эту область оригинальность и новизну.

Вот интересный византийский мост (рис. 15), который послужил образцом для многочисленных византийских мостов в материковой Греции, а также для мостов османских и других мусульманских строителей, и не только для них. Первые средневековые мосты в западной Европе также копировали его решение. И не только мосты.  Здесь вперые был реализован принцип острой или пойнтированной арки, очень важного элемента готики – за 600-700 лет до ее появления. 

По греческим надписям этот мост атрибутируется, как построенный в V-VI вв, но  не слишком логично называется  «позднедревнеримским» мостом.  В чем основное противоречия такого термина?

 По времени  мост относится к раннему периоду Византийской империи. Мост заменил римского предшественника, останки которого были найдены археологами на той же реке. Применен новый конструкционный принцип. И он развивается далее в мостах византийского периода. Есть искушение, раз  арка нового типа появилась у византийцев, так и назвать ее – византийская арка.

Рис. 15. Византийский мост в малоазийской  Каппадокии (турецкое название Karamağara Köprü, Karamagara Bridge, Мост черной пещеры) на реке Arapgir Çayı,  притоке Евфрата, ныне находится на дне искусственного водохранилища. Мост, длиной 17 м, упирался в две скалы.

 

Вот еще один пример византийской арки –   мост в Стамбуле (рис. 16)

Рис. 16. Люди уходят, вещи остаются. Рядовой византийский мост в Стамбуле.

Византийцы, которым были нужны мосты в гористой местности,  начали строить также легкие, ажурные арочные мосты, обнажающие принцип арки (рис. 17), экономившие труд и материал за счет виртуозного владения  делом. В их фантастических проектах они отказались  от горизонтали дороги, но выиграли в приспособленности мостов к рельефу.

Рис. 17. Византийский мост на реке Компсатос – пример очень экономного использования материала.

 

Насколько этот метод был распространен, и каковы были результаты его применения можно видеть по профилям мостов из одной из областей Греции – Эпира (рис. 18). Не все эти мосты прямо относятся к византийским временам, но принцип построения был задан именно тогда.

Рис. 18. Профили традиционных  греческих мостов по статье [i].   Тут встретишь и круглые арки, и острые, и псевдоэллиптические, и даже параболические. Это результат длительного развития мастерства.

 

 

 

 

Рис. 19.  Небольшой византийский  мост в Эдессе – отметим  типичную  арку и отказ от горизонтали даже в таком простом случае, как маленький мостик. Принцип дороже!

 

 

И, разумеется,   в Византии по необходимости строились и фундаментальные мосты. Вот один из первых, принадлежащий времени Юстиниана (рис. 20) Кстати, в свое время он заменил   понтонную переправу, ведшую через реку Сангари и болото вокруг нее.

 

Рис.20  Мост  Юстиниана (на реке Сангари, совр. Сакария) в современнгой Анатолии (Турция) – когда-то он стаял над рекой, но ее течение изменилось за эти времена, и река течет в нескольких километрах  в стороне. Длина моста 429 м, ,ширина 9.85 m, длиннейшая арка 24,5 м.  Мост закончен в 562 году нэ. В момент построения он играл важную роль - связывая восточные провинции Византии с Константинополем.

Еще несколько примеров мостов  - рис. 21 и 22

Рис. 21.  Мост в Каритаине на реке Лусиос, интересный   типичной византийской архитектурой деталей. Длина моста 50 м, одна  сломанная арка заменена настилом. Вероятно, этот  мост будет реконструирован, как памятник византийского мостостроения.

 

Рис 22. Останки былой роскоши: полуразрушенные византийские мосты -  1. на острове Парос 2.  на реке  Косинтос.  

 

Византийские мосты интересны помимо прочего, как   звено между мостами Рима и Западной Средневековой Европы. Далее я покажу, как древнеримский и византийский опыт стали источником вдохновения для новых мостов.





[i] Karavezioglu-Weber М, Stavrakakis E., Karayianni E.  Damage of exiting stone bridges in Greece. In: Arch Bridge Sinopoli Rotterdam 1998

 


Tags: История Европы, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments