aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Об истории мостов в античности и средневековой Европе. Часть 4

Мосты средневековой Западной Европы – ранний период.

 

Овладение мастерством строительства мостов было для Западной Европы необходимым этапом, но каменные арочные мосты оставались долгое время сложной инженерной задачей. Тем не менее, небольшие мосты строили, а примерно в 11-12 вв. их количество начало переходить в качество, стали появляться  одиночные  крупные проекты (в основном бравшие за образцы   мосты римского и византийского периодов), в 13-15 вв. их число становилось больше, а  в 15 веке стали возникать  оригинальные мосты,  прогресс в период Возрождения продолжился за пределы прежних достижений, римских и византийских.

 Динамику появления каменных мостов в Средневековье отчасти отражает этот график (рис 23) сохранившихся каменных мостов в средневековой Франции по векам построения. Первые мосты во Франции характеризуются, как галло-римские, потом возникают небольшие мосты, первоначальный облик которых вряд ли сохранился после ремонтов и перестроек,  и уже после появляются более или менее прочные конструкции. 

 

Рис. 23. Динамика возникновения мостов в средневековой Франции.

 

 Полезно поискать в этом процессе использование уже существовавших образцов.

Некоторые ранние мосты   копируют римские примеры – к примеру, мост через Дунай в Регенсбурге (рис 24) или мост Св. Бенезета через Рону в Авиньоне (рис. 25)

 

Рис. 24. Мост Steinerne Brücke (1146) на открытке начала 20 века. Построен в 1135-1146 гг.  Длина моста 336 м.

 

 

 

 

Рис. 25 Мост 12 века (начало строительства 1177 г.) над рекой Рона (Pont Saint-Benezet) сохранился неполностью – всего 4 арки из 22. Но они, на самом деле, относятся к перестройке моста около 1350 года. Первоначально мост, строительство которого  инициировал священник Бенезет,  за это деяние канонизированный, состоял из каменных опор с деревянными настилами.

 

Интересно выглядит на старинных гравюрах Старый лондонский мост, также имевший в качестве образца древнеримские мосты (рис. 26)

 

 

Рис. 26 Old London Bridge литография по манускрипту  1500 г / British Library (Royal M.S.S.16.F.ii.XV.) / и гравюра Клааса Ван Висшера 1616 года. Можно отметить, что за 100 лет дома на мосту выросли числом и размерами.

Этот мост строился в период с конца 12 века и до 1209 года и  простоял до 1831 -ого года, когда был заменен Новым Лондонским мостом. Хотя  вначале планировалось, что Старый мост  будет состоять из 19 пойнтированных арок длиной по 7,2 м, но на деле арки были длиной от 4,5 до 10,2 м. Мост требовал частого ремонта, в том числе и потому, что был застроен домами и лавками.

 

Примерно в  те же времена развертывания строительства мостов,  в 11-12 вв., развивался новый архитектурный стиль, готика, важным признаком которого оказалась острая (пойнтированная) арка, ставшая элементом окон в дворцах, замках, кафедралах. И ее можно найти и в арках некоторых ранних мостов,  как, например, для   испанского Моста Дьявола  (рис 27).

 

 

 

Рис. 27. Puente del Diablo, Дьявольский мост в Марторелле, Испания. Построен в 1283 году, длина пролета главной острой арки 37,3 арки, на вершине построена часовня. На самом деле этот мост уже новодел, покольку готический предшественник был разрушен во время гражданской войны в 1939 г. Но восстановленный мост копирует его  точно.  Родство Дьявольского моста  с византийскими мостами, которые рассматривались выше, очевидно.

 

Один из старейших  мостов Средневековья – Понто делла Магдалена, построенный   около 1080-1090 гг. (рис. 28), но потом существенно перестроенный. Он также похож на византийские мосты, и тоже получил имя моста Дьявола.

 

Рис. 28. Понте дела Магдалена у городка Борго а Маццано.  Поскольку в начале 14 века он прошел существенную реконструкцию, то, наверное, его облик  надо бы отнести к этому времени.

 

Распространенность термина Мост Дьявола (см. еще и рис 29, 30, а всего  мостов с этим прозвищем более 20) отражает удивление большинства населения Западной Европы 11-14 вв. перед  строительными инновациями,  часто византийского происхождения.  Так что   дьяволы  с их мостами   это никто иной, как ушлые  византийцы.

Рис. 29. Мост Дьявола в   Céret, Южная Франция, построен в 1321-1339. Форма  арки этого моста припоминает арки мостов в Зерме и Ципиани, Греция (рис. 17). 

 

Рис.30 .  Мост Дьявола на реке Треббиа  в Боббио, Италия. Длина моста 280 м, мост существовал уже в 1196 году. Поскольку строители и годы строительства  неизвестны, в литературе для туристов можно встретить дилетантские предположение, что мост старый, древнеримский. Но это вряд ли. Во всяком случае, эта догадка никак не связано с аутентичными признаками моста.  Пойнтированные арки, характерный горбатый профиль – снова перед строителями был некий византийский образец?

 

Еще один интересный мост, содержащий пойнтированные арки, но в ином оформлении – Pont Valentré  во французском Кагоре (рис. 31). И у него  то же навязчивое прозвище – Мост Дьявола.

 

Рис.31 Мост  Валентре  в Кагоре, тоже получивший название Мост Дьявола. Построен в период

1308 -1378 гг. Длина моста 138 м, ширина 5 м, высота 40м, 6 арок по 16,5 м

А вот пример непосредственной учебы венецианцев у византийцев - мост Роудия на Крите (рис 32), который Венеция перехватила у ослабевшей Византии. Он был построен примерно в 13 или14 веке. Элементы все узнаваемые, византийские. Есть на Крите еще 2 венецианских мостов из того же времени, и тоже постоены по византийским образцам. 

Рис. 32 Мост Роудия располагаося на дороге к медным рудникам
Tags: История Европы, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments