Рис. 1.Символ города Стрелялова. Полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости в честь XV Международного банковского конгресса. Дали символически пострелять банкиру Симановскому – высочайшая честь в Стрелялове, кто понимает.
В старом противостоянии Москвы и Петербурга, сердца и головы, (очень меткая формулировка Наполеона, артиллерист он все-таки был классный), раскрывается роль того и другого центра в России.
Москва-то, оно ясно, это наше любимое старинное Кидалово, торгуют и кидают тут с незапамятных времен. Полистайте очерки про московских торговцев иконами, книгами, чаем и чем угодно еще: кидали, кидают и кидать будут, на том стояла и стоять будет московская земля!
Москва бьет с носка! Москва до слез доведет, но слезам не верит!
Хотя, не буду обижать трудящихся москвичей, даже в кидании торговцев проявляется профессионализм настоящего, исконного москвича: все в жизни надо уметь, не будь лохом, разбирайся в том, что делаешь и в том, что хочешь купить, может, и сам кого кинешь. Однако ж московские профессионалы дело свое делают тихо, а вот шумные московские торговцы во многом создали лицо города.
В последнее время как-то все спуталось, однако, ряд профессионалов делает себе паблисити, ну и впаривает, понятно, публике, всякое-якое-широпаякое-дугинякое-кургиня
Когда подумаешь о Петербурге, о его genus loci, то имя Стреляловo прямо-таки напрашивается, выскакивает, как царь Петр из табакерки. Символично, что именно тут почему-то каждый день в 12 стреляют из пушки Петропавловской крепости. Но если б только это!
Ну, во-первых, именно тут благим деянием «херра» Питера в 1715 казнь «расстрелянием» была внесена в воинский устав. И сам город был сделан для «стреляния» - «отсель грозить мы будем шведу», как изъяснил нам Пушкин. Чем? Стрелянием, ясно дело. Для того Ниеншанц (рис. 2), Кронштадт, Петропавловская крепость, Шлиссельбург. Сам Херр очень любил пострелять, бомбардир же. Его б с пушкой повсюду изображать, а не на коне, на котором то ли ездил, то ли нет.
Рис. 2. Пушка из мемориала, посвящённого крепости Ниеншанц. Символика – целимся по Вашим Лаврам. Фото отсюда.
Вот интересно, не был ли застрелен в каземате Шлиссельбурга несостоявшийся император Иван Антонович? Офицеры Власьев и Чекин, получившие инструкции умертвить узника в случае необходимости, вряд ли были профессиональные душители. А то это частая смерть в Питере – вероятно, так погиб Алексей Петрович, очень похоже, что и Петр III, и точно Павел I.
Хотя саблей полоснуть царевича тоже могли б. Но не по статусу такая смерть для человека царской крови. Расстреляли, поставив к стенке? Тогда расстрел Николая II был бы вроде второй рифмы к прошлому династии. Хотя, вспомним. было ведь несколько попыток убить Александра II, начатая пулями Каракозова и Соловьева, продолженная и завершенная несколькими взрывами. Так что без этой рифмы тут в любом виде не обошлось.
Во-вторых, Александр Сергеевич Пушкин получил на Черной речке пулю, а Федор Михайлович Достоевский был приговорен к «расстрелянию», и уже готовился к нему на Семеновском плаце, но минула его чаша сия. Снова рифма, причем поэтическо-прозаическая. Гумилев позже наполнил ее своей кровью, все в том же Питере.
В-третьих, декабристы на Сенатской площади Милорадовича убили пулей, за что шеренги их солдат расстреляли картечью. Еще одно рифмующееся событие, расстрел массы людей, потому что за ним последует и массовый расстрел 9 января 1905 года, и бурные события 1917-ого с его демонстрациями и их огнестрельными разгонами.
Четвертое, про мифически выстрел «Авроры» в 1917 и ответ Кронштадта в 1921 тоже вспомнить надо бы.
Про войну и говорить нечего, хотя мало так кому, как Ленинграду, досталось снарядов и бомб. Там потому копателей мест боев было всегда много, и мечта у них была заветная немецкий парабеллум выкопать, годный для стрельбы. Много, много оружия было и есть на руках в этом самом Санкт-Стрелялове.
А потом, Ленинград же рос, как крупнейший центр ВПК. Прицелы ЛОМО, – помним, помним. Хотя стреляло там делали куда солидней, современное такое.
И как бы повелось тут, в Питере: расстрелять – решить все проблемы. ЧК чикает, как говорится. В ответ на стрельбу тут убили из пистолета Урицкого. А потом Кирова и такая стрельба стояла повсюду после двух этих случаев!
Борис Гребенщиков в интервью «Известиям» рассказывал и вовсе странное:
«…Или в метро пальба начинается. И не просто пальба - "Катюши" грохочут. Это же известный факт, что в 1992 году на некоторых ветках питерского метро вместо вагонов ездили "Катюши". И они "мочили" друг друга с ужасающей силой.
в: А ты в то время еще ездил в метро?
о: Естественно, ездил. Но стало опасно. Особенно ночью. Стоишь на темной станции, и тут с ужасающим воплем проносится состав, состоящий из танков, и такой же несется в противоположную сторону. Они еще и стреляют друг в друга, проезжая через станцию. Приходилось прятаться в укрытия. Такое происходило на нескольких специальных ветках метро - сейчас там все оплавлено взрывами. Старожилы знают, что там была война не на жизнь, а на смерть. Слава Бутусов это помнит очень хорошо, Сашка Титов (известный бас-гитарист "Аквариума". - "Известия") помнит».
Байка, конечно, но характерная для Питера. Чего там, в 90-ые там целая ветка метро утонула, так что стрельба в метро вписывается вполне.
Поэтому я с некоторой иронией читаю заголовки: «Как Петербург отметит 9 Мая: На Дворцовую выйдут «Катюша» и танки» или «В Санкт-Петербурге пройдет Чемпионат Европы F.I.T.A.S.C. по спортингу» - это охотничья стрельба такая, для нее СПБ лучшее место. Или «Стрельба на площади Искусств – следствие разборок», «Санкт-Петербург: стрельба по людям среди бела дня».
Объявления типа "Петербургский стрелковый клуб". Обучение стрельбе из пистолета; подготовка телохранителей и пр». и вовсе воспринимаются с интересом – что за прю такое? Не это ли:
«Характерное использование «ликвидатора»снайпера продемонстрировало убийство в августе 1997 года вицегубернатора Санкт-Петербурга М. Маневича. Покушению предшествовала достаточно полная разведывательно-подготовительная фаза по отслеживанию графиков, маршрутов, привычек жертвы. Накануне убийства, вечером, свидетели видели на чердаке двух неприметно одетых человек, исследовавших крышу. Снайпер работал, как минимум, в паре с наводчиком координатором, о чем свидетельствует брошенная вместе с оружием на месте преступления радиостанция. Для засады был выбран участок постоянного маршрута жертвы от дома к месту работы, причем в месте ограничения маневренности автомобиля поворот с улицы Рубинштейна на оживленный Невский проспект. Преступник прекрасно знал, на каком сиденье располагается жертва обстрелу подвергся практически только этот участок. Обстрел происходил с чердака пятиэтажного дома на Невском проспекте. Из снайперского автоматического оружия был произведен точный огонь в быстром темпе, 8 пуль попали в цель»?
О, классика жанра убийства снайпером в петербургском исполнении. Профессионалы хорошо выученные, ясен пень.
Значит, что ж получается то? «Голова» у нас «про пострелять» думает, а «сердце» про то, как бы кинуть кого. Остальным хотелось бы жить почище. Чистые руки, горячее сердце, холодная голова, как говаривал Феликс Эдмундович, треугольник целей.
Кто в России кто? Кто есть те чистые руки? Чисто Руцкой, где ты с чемоданами компромата, которые так осмеяли в Кидалове?
И еще деталь в исторических коллизиях Кидалова и Стрелялова. Гребенщиков говорил как-то, что России в основном только Москва и Петербург меняются и развиваются. «Москва — это особая вселенная, живущая по особым законам, и эти законы заканчиваются непосредственно за МКАД, может быть, чуть дальше. Стоит пересечь эту границу — и ты уже в России». Так что растет, растет наше сердце, развивается, развивается голова.
С точки зрении символики и ее реализации в истории, как от Кидалова отказались, так сразу к Европе припали, стрелять стали вельми славно… Маршировали с винтовками… Стреляли повсюду… Но стрелянием сельского хозяйства не поднять. Мужик серчал, ругался, тож стрелять стал. Пришлось столицу поменять. А как Стрелялово подвинули, так поначалу от стрельбы и деться было некуда. Месть снайперов, наверняка. Потом подуспокоились все. Сердце ожирело от покоя немножко. Лечить надо. Доктора сюда!
Рис. 3. Доктор прибыл! Справа - медсестра, надо думать!
Выписали доктора-правителя сначала из Каторжникова, что на Урале, тот пил страшно и непотребно, танцевал, что твой конь, стрелять тоже умел, как оказалось, ибо там, в Каторжникове, последнему царю рифму устроили, И бил наш доктор крепко, в том числе по парламенту, но спьяну перепутал место, где это делать принято. В Кидалове не стрелять, а кидать надо! Потом уж непьющего стрелка нашли, из Стрелялова, из снайперов. А как там пить, если ты профи? По цели бить разучишься. Зато голова есть на плечах, сообразительная, снайперская.
Характеры стреляловцев и кидаловцев разные. Гребенщиков: "Я не хочу говорить про современных петербуржцев ничего плохого, но они ужасно черствые и ужасно псевдоинтеллигентные. Большая часть их них. Если петербуржцы черствые, то москвичи тогда какие? Жизнерадостные. На уровне подсознания любой петербуржец уверен, что он, безусловно, выше всех остальных. К сожалению, это ощущение не всегда подкрепляется фактами. При этом я сам считаю себя на сто процентов петербуржцем". Оно и понятно, кидать весело, а стрелять грустно и одиноко, и высокомерие развивается, если смотреть на все через мушку.
Стрелялово-то у нас много гламурней, кстати. Европейская такая выучка, традиционная. Зодчий Росси ее конструировал, заложил азы восприятия мира. Родился – и воплотился, как житель Европ. Собчак Ксения, дочь известного профессора стрельбы по-македонски, приехала в Москву из Питера, смутилась сильно ее видом и нравом, и созрела до написания «Энциклопедии лоха». Надо думать, подвели ее многократно московские кидалы и барсеточники, лохи противные.
Какой-то у меня пессимизм развивается на почве сравнения Москвы и Питера. Стоит только вспомнить, что у них традиционно на уме, а что на сердце. Потому на том закончу свой текст. Руки пойду мыть.