aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Древние греки и появление профессии прокурора и адвоката.


Темис, богиня правосудия на киликсе ок 430 г. до н.э.

Появление профессии юриста заметно отстает от  появления суда. Так, в Древней Греции стороны лично являлись в суд  и защищали свои права самостоятельно. Народное собрание голосовало за возможные решения. Потом, однако,  появились профессии, связанные с ведением судебных дел.

 Важной частью победы на таком суде  было, конечно,  красноречие, которым обладает не каждый. Поэтому появились наемные "немые" риторы, логографы, которые писали речи для выступавших.  По Плутарху первым логографом был Антифон (V в. до н.э.),  он начал первым брать плату за сочинение судебных речей. Правда, для прений сторон логографы были бесполезны.

Дальнейшее изменение внесло ведение государственных дел, для которого требовались профессионалы. "В дальнейшем в Афинах появился прообраз современной прокуратуры. Частному обвинителю разрешалось избрать себе одного или даже нескольких помощников из числа ораторов. При отсутствии частных жалобщиков высшие правительственные учреждения в особо важных случаях назначали официальных обвинителей, которые получили название категоров или синегоров".  http://www.alto-consult.com/article-9.html

Для уравновешивания прав в таких случаях суды стали в отдельных случаях разрешать защиту сторон   дополнительными лицами. Первоначально защитниками назначались родственники обвиняемого, а затем и просто наемные риторы. Стороны по-прежнему обязаны были являться на суд лично, но после произнесения первой речи просили суд, чтобы вторую речь сказал ритор. Вторая речь называлась девтерологией. Таким образом, наряду с написанием логографий возникла устная защита. Возникли предпосылки для появления адвокатуры.

Правда, получать деньги за такие выступлении было запрещено. Несомненно, что такой запрет обойти  можно было, и его обходили, но общество препятствовало появлению социально признанной профессии адвоката. Такое разрешение пришло на удивление поздно, уже в Древнем Рима при императоре Клавдии (правил 41-54 гг).

Но, собственно, оратор, ритор должен был иметь некоторый теоретический багаж. Требовалось еще появление теории  права.


Темис и нимфы на диносе периода греческой архаики , подписан гончаром Софоклом, около 580 г. до нэ. Раннее осознание роли правосудия, как  мне представляется. Нимфы, дочери Тетис, заметим себе, уже выступают помощницами, следуя за матерью, они нечто вроде предстоящих в будущем профессиональных правоедов.
British Museum, London, UK

 

 

В Древней Греции существовало представление о естественных моральных законах, которым следовало соответствовать, но и оно со временем потребовало пересмотра.  М. Л. Гаспаров в своей замечательной книге «Занимательная Греция» пишет об этом моменте: «Подчинение раба господину, подчинение жены мужу, подчинение младших старшим, подчинение гражданина государству, подчинение человека богам — это были неписаные законы греческой жизни. И чем больше греки в народных собраниях сочиняли писаных законов, в каждом городе своих, тем крепче они помнили про эти неписаные, для всей Эллады общие.

Писаные законы можно было обсуждать, дополнять, совершенствовать, они менялись по многу раз на глазах каждого. Неписаные оставались такими же, как при предках. И вот мыслящие люди Греции один за другим стали задумываться: хорошо ли это? Точно ли они вечны и едины для всех? Может быть, и они держатся не «по природе», а «по уговору»? Может быть, и их стоило бы пересмотреть? Гражданин должен подчиняться государству? Но государство меняется: что вчера было незаконным, то завтра будет законным; где же здесь «вечное»? Раб должен подчиняться господину? Но человек сегодня свободен, а завтра попал в плен и стал рабом; разве это «по природе»? Младшие должны подчиняться старшим? Но вот у греков принято стариков почитать, а у индийских дикарей — убивать и поедать; что же здесь «единое для всех»? Человек должен подчиняться богам? А собственно, знаем ли мы, что такое эти боги?»

Здесь любой слушатель приходил в ужас и начинал, ничего не слушая, бранить своего мыслящего собеседника за такое кощунство. А тот невозмутимо отвечал: «Я ведь не утверждаю, что все именно так и есть, я лишь говорю, что мне так кажется. Если тебе кажется иначе — попробуй доказать, что все обстоит иначе; если получится убедительно — я с радостью с тобой соглашусь. И пожалуйста, не сердись: я ведь только предлагаю обсудить, что такое боги и хорошо ли поедать стариков, так же трезво, со всеми „за“ и „против“, как ты обсуждаешь в народном собрании, не взимать ли с приезжих рыбаков лишний грош налога».

«Но я не умею доказывать такие вещи!» — говорил собеседник. «Не умеешь? Как же будешь ты спорить и в народном собрании и в суде? Что ж, тогда возьми урок у меня: мы давно уже приметили все приемы, какими Перикл-олимпиец и другие ораторы убеждают народ, и я охотно им тебя научу. Захочешь — докажешь, что стариков надо почитать, а захочешь — докажешь, что надо поедать. Но имей в виду: стоить это будет недешево». — «Кто же ты такой, что не учишь нас, что нам говорить, а учишь, как нам говорить?» — «Как бы сказать? Я не мудрец — обладатель мудрости; не философ — искатель мудрости; я софист — специалист по мудрости!»

Такие софисты стали появляться в Афинах еще при Перикле. Народ сбегался их слушать: говорили они и вправду завораживающе, а спорить умели на любую тему «за» и «против». Богачи платили им за уроки такие деньги, что софист Горгий пожертвовал в Дельфы золотую статую на доходы с ученья.

Правда, всех смущало: а вдруг дурные люди научатся этому искусству убеждать и употребят его во вред? Но софисты отвечали: «Это нас уже не касается. Мы — как кузнец, который продает покупателю нож; а зарежет ли тот этим ножом курицу или родного отца, кузнец не в ответе».

 

Итак, софисты стали учителями мудрости, пригодной для суда. Но тут, в этой области, существуют специфические проблемы логики. Самая что ни на есть судебная, это софизм Эватла, ученика Протагора.

В кратком изложении Гаспарова: «О Протагоре рассказывали забавную историю. Был у него ученик, учившийся судебному красноречию. По уговору ученик должен был заплатить учителю после первого выигранного дела. Ученье кончилось, но ученик не спешил выступать в суде. Тогда Протагор сам подал на него в суд. Протагор рассуждал: «Если я выиграю дело, он заплатит по приговору, если он — он заплатит по уговору». А ученик рассуждал: «Если я выиграю дело, то не буду платить по приговору, если проиграю — то по уговору». Как быть?» Софизм, между прочим, по своей внутренней структур сложнейший. Его рассматривал сам Лейбниц в своей докторской диссертации (1666) и предлагал его решение.

Ну и кратко о дальнейшей судьбе профессии.  В Древнем Риме централизация и бюрократизация профессии росла, особенно это стало заметно во времена императора Адриана (правил в 117-138)[i],  а потом испытывала упадок  Между прочим, адвокатом мог стать любой, заплативший за свою лицензию. В Византии профессия развилась,  профессионализировалась, ей обучали специально в течение 4 лет (Римское право было основой обучения), она была высоко  дифференцированной и  регулировалась государством. Для сравнения в раннем Средневековье в Западной Европе она находилась в полном упадке[ii],  и лишь в период 1190 по 1230 обнаруживается появление профессиональных специалистов в каноническом праве. Дело в том, что право начали преподавать в университете Болоньи, возникшем  1088 году. Именно там будто бы школяры открыли для себя Римское право[iii] - и начали применять для толкования канонического права. Возникал некоторый разнобой, надо думать.

В середине XIII века Фома Аквинский в «Сумме теологии» развивал теорию права, в 1292 английский король Эдвард I потребовал профессиональной подготовленности правоведов.  Торговое право заметно развивалось   во Франции, начиная с 12 века.

Сравнивая Древнюю Грецию и средневековую Европу, можно сказать, что 5-4 векам до нэ. можно сопоставить лишь 12-13 вв Средневековой Западной Европы. То есть разница составляет примерно 1700 лет, как и во многих других случаях.



[i] Fritz Schulz, History of Roman Legal Science Oxford: Oxford University Press, 1946), 113

[ii] http://en.wikipedia.org/wiki/Lawyer#cite_note-186

[iii] http://en.wikipedia.org/wiki/Legal_history

 
 
 

Tags: Великая Древняя Греция, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Ровесницы культуры Негада (Египет) в Европе.

    Стоит посмотреть на Балканы 5-4-тысячелетий, видишь активное развитие разных местных культур, но особенно интересен период, примерно соотвествующий…

  • Спартанский воин

    Спартанец поправляет поножи на левой ноге. Бронзовая ручка лаконийского кратера Национальный археологический музей, Афины. 555-540 BCE

  • Микенский дворец в Лаконии (Спарте).

    Холм св. Василия. Дворцовый комплекс 16-17 вв до н.э (микенской эпохи) был разрушен в результате пожара в конце 15 или в начале 14-го века до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments