aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Елена Камбурова о философии голоса.

Отрывки из интервью в "Известиях"

известия:
У Шаляпина была особая, неповторимая интонация вздоха. У вас - своя интонация. Сейчас я имею в виду не поэтическое поле, а интонацию буквальную: трепет, вибрацию голоса, которые вызывают ответную дрожь. Как вы этого добились?

Елена Камбурова: Это пришло инстинктивно, от желания максимально выразить материал. Мне важно было сделать такую паузу и так произнести слово - как бы вынянчить его в тишинеПотеря интонации - большая драма. Драма русской культуры. Я всегда стремилась найти главное в фразе. И этому главному дать солировать. Укрупнить его. У меня появилось много собственных терминов. Может быть, я открывала Америку. Например, не звук, а тень звука. Гений Шаляпина в том и заключается, что он, работая без микрофона, имел такую палитру интонаций! Идет поток звука, им трудно управлять. Вот рисунки: в них что-то главное - всадник, лошадь, что-то второстепенное.

и: В интермедии Винокура: "У меня слова не главное - у меня музыка главное". У вас-то - слова главное. Хочу о словах. У Шефнера: "Много слов на земле, есть дневные слова, в них весеннего неба сквозит синева, есть слова словно раны, слова словно суд, с ними в плен не сдаются и в плен не берут". Вы какие слова любите петь?

Камбурова: Думаю, все-таки разные. В палитре моих слов и боль, и радость, и печаль... И хотя меня окрестили певцом печали, я все же существо оптимистическое. Мне частенько, конечно, приходилось слышать, что с такими песнями сражение не выиграть, но, может, с ними можно выиграть что-то глобальное, не просто конкретное сражение.

и: Понимаю, о чем вы: если бы люди читали хорошие книги, слушали хорошую музыку, то они были бы другими, и страна, возможно, была бы другой... Но разве это не утопия?

Камбурова: А я в этом уверена! Есть тут еще великий парадокс: слушают многие, а слышат единицы. Те, у кого есть дар слышать, они и способны сострадать, способны к милосердию, качествам, которые даны существам высокоорганизованным. Боже мой, думают они, как же я не помог этому человеку... Мог, а не помог.

и: В детстве услышала голос Бабановой и влюбилась в него. Можно узнать из сотен. А вы можете, допустим, подойти к человеку и сказать: знаете, у вас такой потрясающий голос, идемте в мой театр?!

Камбурова: Голос - великая сущность. У меня был режиссер Влад Дружинин. Потрясающий голос. Такой, казалось, должен принадлежать рослому, большому, широкоплечему мужчине. А нет. В старом театре голос ценился в первую очередь. Внешность-то можно нагримировать! Михаил Чехов так менялся в образе, что не мог не быть другим и в голосе. Для меня если голос вибрирует - это голос, остальное так, звук. Красивый, он похож на реку - с перепадами, с вибрацией, как у оперных певцов. Была такая английская певица, контральто, Кэтлин Ферриер, которая прожила немного. Какая культура звука, какие интонации, какая вибрация...

Tags: Настроение, Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments