aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Развитие письменности и словесности в Древней Греции, как информационных технологий. Часть 2.


Рис. 8 Писистрат – деспот, понявший значение словесности.

 

7. Писистрат и его реформа культуры. Во второй половине VI в. до нэ афинский правитель Писистрат (рис. 8) приглашал поэтов в Афины, стремясь поднять культурный уровень граждан Афин. С этим фактом ассоциируется  наблюдение, что надписи, встречающиеся на афинской керамике, до V века нередко были просто бессмыслицей, но в начале V века бессмысленные надписи становятся редкостью[1], гончары становятся грамотны. Писистрат был деспот, но, как иногда бывает, деспот просвещенный и стремящийся поднять технологический уровень общества. Мне кажется ценным   его опыт «культурной революции».

Рис. 9 Черепки-остраконы из Афин с надписями: «Перикл, сын Ксантиппа», «Кимон, сын Мильтиада», «Аристид, сын Лисимаха» 

8. Оценка уровня грамотности в Афинах.  Для  процедуры изгнания - остракизма, - требовалось писать имя изгоняемого на керамическом черепке (рис. 9). По У. В. Харрису, в 480-ых их 30 000 афинских граждан были грамотны не менее 6000, потому что в то время был такой кворум голосовавших[2].  Для сравнения, уровень грамотности в 20% и более будет достигнут в странах Западной Европы лишь в 19 веке, ближе к его концу.

 

 

9. Архивы. Геродот для своей Истории     (450  – 420 гг. до НЭ)[3]: использует некие архивы, среди которых были законы, дипломатические письма и другие документы. Существование таких архивов – очень существенный факт истории развития словесности и, как мы видим, позволил возникнуть истории.

 

10. Документы и чиновники. Нотариат. Распространение практики письменных договоров, позволяющей избежать большинства споров, породило нотариальное подтверждение документов. Его появление можно отнести еще к временам Вавилонии, в Древней Греции нотариат стал особой специальностью не позже IV в. до нэ. Существует несколько терминов, связанных с регистрацией. Ранее всего появились  писцы, нотариусы возникли из них.  Для    официальных писцов существовали и термины -иеромемнесы (от слов "иеро"- священный и "мнезос" - память) или эпистаты, бывщие священнослужителями.   В «Политике» Аристотеля упоминаются нотариусы  mnémones, регистрирующие документы во всех полисах,  позже они называются epistoli a agoranomoi, последнее от слово агора, где располагалась канцелярия такого чиновника. В птолемеевском Египте в 265 г. до н.э. государственный чиновник назвался птолемос. Розалин Томас пишет[4], что у Птолемеев в Египте договора писались профессиональными нотариусами (агарономами) и регистрировались (анаграфе) в учреждениях. Вообше государство Птолемеев известно своим пристастием к бюрократии. Наличие большого количества терминов подразумевает развитие и специализацию функций. Документы должны были иметь дату, имя чиновника, заявление сторон и подписи.

 

11. Торговля книгами и их доступность.  Еще до середины V века до н.э. в Афинах возникла торговля книгами – на рынке было место для их продажи, и Сократ говорил что любой мог купить книгу Анаксагора за драхму[5]. В начале IV века торговля книгами становится и дальней – Ксенофон  упоминает об этом в своем «Анабазисе», где описывает, что книги везут и на Черное море в греческие колонии.

 

12. Библиотеки.  Увеличение количества книг позволило отдельным людям собирать личные библиотеки. Уже правители VI века до н.э. Писистрат в Афинах и Поликрат на Самосее собрали большое количество книг, а потом создание библиотек стало доступным и многим другим. Аристофан подсмеивался над Еврипидом, что он много сидит над книгами, но и его собственные произведения полны пародий и литературных аллюзий. Некоторое количество пьес хранилось в театральных библиотеках. Великой была библиотека Аристотеля и огромной Александрийская.

 

13. Гидравлический телеграф. Эллинистический историк Полибий сообщал, что греческий военный писатель Эней Тактик изобрел гидравлический телеграф (около 350 г. до н.э.), использующий  идентичный набор контейнеров у принимающего и передающего, и флажки. Для чтения такого сообщения нужно было использовать условленный код. Это хороший пример появления  вторичной кодовой системы на основе широкого усвоения письменности.

 

 14. Короткая запись, вид стенографии. На Акрополе хранится камень с надписью, около 350 г. до нэ,  использующий короткую систему записи, основанную на согласных, но указывающую и на подразумеваемые гласные, чем она отличается от семитского письма без гласных (Рис 10). Хотя стенография существовала уже у египтян и получила развитие у римлян (тиронское письмо, 63 г. до нэ), но все же важно отметить, что нечто подобное существовало и у греков, причем было общедоступно, если пример такой записи был увековечен на Акрополе.

 

 Рис. 10.  Камень с Акрополя с сокращенной записью.

 

  15. Слой интеллектуалов. Распространение школ, словесных искусств, развитие профессий, требующих высокого уровня образования породило явление   интеллектуального слоя, причем, уже не ограниченного узким кругом, и он стал развиваться. Об этом пишет Э.Д. Фролов[6] «Для классического и эллинистического времени характерно умножение интеллигентных занятий и их представителей Соответственно меняется положение людей этих интеллигентных занятий. Решающим моментом было расширение этой группы за пределы узкого круга знатных и обеспеченных любителей (дилетантов в шопенгауэровском смысле) на более широкие средние слои. Идет также углубление специализации и профессионализации, утверждение принципа технического совершенства подготовки, развитие специального высшего платного образования Показателен общий благоприятный общественный климат для занятий свободными искусствами, для развития свободных профессий. Особо надо отметить такие животворные в этом плане факторы, как относительная светскость культуры (отсутствие жесткого религиозной, жреческой опеки), открытость и демократичность социально-политической жизни (отсутствие авторитарного государственного контроля), пронизанность всей жизнедеятельности, всех занятий компетитивным, соревновательным началом (напомним о развившемся вслед за Э.Курциусом представлении о присущем древнегреческому обществу агональном духе). О растущем общественном значении интеллигентных кругов говорит нередкое участие их представителей в политической жизни: прямое - например, Гипподама Милетского и Протагора в основании Фурий, косвенное - например, Аристофана в обсуждении проблем войны и мира, новых тенденций в образовании и воспитании, популярных проектов общественного переустройства. Более решительные попытки представителей античной интеллигенции играть самостоятельную роль в политике являют кружок Перикла (его "ученая дружина"), Платон в Сицилии, Исократ и Демосфен в отношениях с македонской монархией..

Фролов пишет также о явлении «оплодотворения» римской цивилизации греческой: «Прежде всего надо отметить своеобразие отношения римлян к интеллигентным занятиям - большая их, в сравнении с греками, консервативность, большая устойчивость сословных предрассудков, характерных для древнего землевладельческого и земледельческого общества.С другой стороны, велико было значение греческого культурного влияния уже в раннее, а затем в особенности в эллинистическое время. Замечательно, что формирование интеллигентного слоя свершалось в римском обществе первоначально из греков, временно или постоянно живших в Риме, нередко рабского происхождения. Примерами могут служить: пергамский грамматик Кратет, в бытностью свою послом в Риме положивший начало тамошним историко-филологическим занятиям;  кружок Сципиона Эмилиана, куда входили греки, философ (стоик) Панэций и историк Полибий, а также выходец из сильно к тому времени эллинизированного Карфагена комедиограф Теренций;  греческие риторы и библиотекари во времена и из окружения Цицерона».

Но, собственно, Древний Рим ограничил развитие таких сил, указав им  свое место, почетное, но не самое важное.

Перечислив важные этапы развития ранних информационных технологий, займемся далее сравнением скоростей развития.



[1] Boardman John: Athenian Red Figure Vases, the Classical Period: a Handbook.  . London: Thames & Hudson, 1989

[2] Ancient literacy William Vernon Harris Сambridge, Mass.: Harvard U.P. 1991

[3] O'Toole, "Herodotus and the Written Record," Archivaria 33 (1991-92) 153-54).

[4] Thomas Rosalind Literacy and Orality in Ancient Greece by, New York: Cambridge University Press, 1992

[5] Reynolds & Wilson, Scribes and Scholars, 3rd. ed. [1991]

[6] Фролов Э.Д. Интеллигенция в античном мире. Античное общество-3 . Тезисы докладов научной конференции 22-23 марта 1999 г.

 


Tags: Великая Древняя Греция, Историометрия, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments