aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Развитие письменности и словесности в Древней Греции, как информационных технологий. Часть 3.


 

Рис. 11 Работа монаха-переписчика  в скриптории. Рисунок их Codex Amiatinus, около 685 г.  

Метод сравнения скоростей развития письменности и словесности в Древней Греции и Западной Европы, который я предлагаю использовать, в основе своей прост. Зафиксируем начало распространения грамоты. Для Древней Греции начальный пункт – появление собственного алфавита на основе финикийского, это период около 800 года. Для народов  Западной Европы  его можно привязать к времени обращения к христианству и, в связи с    этим, появлением обучения хотя бы священников. Используя эти маркеры, сравним возникновение других явлений и институтов после этого события (см табл. 1).  За маркер можно взять, конечно,  и другие, более поздние явления.

Таблица 1. Темпы появления отдельных явлений, связанных с грамотностью и словесностью.



Для составления таблицы использовались данные по христианизации[i], церковным и монастырским школам[ii] и другие источники.

Конечно, при таком сравнении приходится сопоставлять не вполне идентичные объекты – небольшую Древнюю Грецию и намного большую по территории и населению средневековую Западную Европу, школы, разные по качеству обучения (античные, стремящиеся формировать личность с разных сторон, и средневековые с их культом наказаний и отсутствием физических упражнений), разные экономики и т.д. Но все же для оценки и систематизации представлений такой метод сравнения оказывается неплох.

Что мы обнаруживаем?

1.       Темпы освоения письменности и создания институтов  словесности в Древней Греции были заметно выше, чем в средневековой Западной Европе, по разным показателям они различаются в 1,25-4,3 раза, в среднем эта разница  более 2. Причин тут много, конечно. Мы сравниваем в основном темный период раннего средневековья и один из самых ярких периодов человеческой истории в целом:  экономику, лишь очень постепенно набирающую ход, и экономику очень активную, связанную с дальней торговлей, горнорудной добычей, культивированием множества культур.

2.       Но достижение некоторых показателей не ускоряется  и тогда, когда средневековая Западная Европа выходит из темного периода и добивается быстрого роста аграрной и добывающей экономики в XII-XIII вв. Так, достижение  высоких уровней грамотности, изобретение  новых кодовых систем, сокращенная запись не оказываются достигнуты, когда для этого нет видимых экономических препятствий.

3.       Этот эффект, вероятно, связан уже с высоким уровнем сословности в средневековом обществе и   низкой социальной динамичностью такого общества.

4.       Конечно, Древняя Греция или Западная Европа – общества разного типа. Это относится, как мы выяснили, и к роли письменности и словесности, как информационных технологий. Хотя  ключевая роль информации для общего развития и очевидна. Только когда их роль стала возрастать (Возрождение, Просвещение), вырастала роль интеллектуальных слоев, Европа получила действительно сильный импульс к развитию.

5.       Древняя Греция, собственно, стала уже у порога научно-технической революции. Разгром римлянами уничтожил эту возможность.




Tags: Великая Древняя Греция, Историометрия, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments