aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Об истории туннелей. Часть 5-3 -2.


Древний Рим: дорожные туннели.

 

Рис. 44. Туннель Крипта Неаполитана, архитектор Луций Кокцей Аукто, длина туннеля 711 м, высота 4,6-5,2 м, ширина 4,5 м, 2 вентиляционные вертикальные шахты, построен во второй половине 1 века до н.э.  Он соединяет Неаполь  и Пуццеоли и эксплуатировался до 1885 года, когда часть туннеля обвалилась.

 

Три самых больших дорожных туннеля Древнего Рима, построенных в Неаполе не Флегрейских полях, уже не просто функциональные объекты, но архитектурное украшение города с давних времен. Тут архитектор начинает доминировать над заказчиками и подрядчиками и проявляет свое искусство. Архитектор Луций Кокцей[1], по происхождению грек из Кампании, вольноотпущенник Кокцея Нервы проложил туннели  Crypta Neapolitana (рис. 35 и 47), связавший Неаполь и Поццуоли (Путеоли), Grotta di Cocceio или Grotta della Pace, связавший озеро Аверно с крепостью Кумы, и   Grotta di Seiano, пересекший холм Посилиппо и связавший Неаполь с виллой Ведио Поллио.

Кстати, сами поля названы  так греческими колонистами, считавшими, что возле Везувия они нашли место мифической гигантомахии, их название Φλεγραία πεδία– выжженная земля. Тут и по сей день  можно найти места, где из под земли пробивается пар или дым и ничего не растет (рис. 45).  Главная лавовая порода этих мест – туф. Он легок для резки и это способствовало развитию подземного строительства, в том числе и прокладке туннелей.

 

 

Рис. 45.  Термальная деятельность у Поццуоли. Такими эти места восприняли греки-колонисты.

 

Если туннель Крипта Неаполитана сохранился хорошо, то Грот Кокцея[2] (Grotta di Cocceio), пострадал намного  больше – землетрясения, осыпи, а потом еще и Вторая мировая война (в части тоннеля был устроен склад боеприпасов, который взорвался) сильно повредили ему, хотя во многих отношениях Грот Кокцея интересен и оригинален (рис. 46). По замыслу заказчика и архитектора туннель давал выход к озеру, на котором был порт,  рядом был проложен акведук, и туннель решал несколько задач.

 

 

Рис. 46. Грот Кокцея (Grotta di Cocceio) построен в 38-36 г.г. до нэ по заказу Марка Агриппы, был прямым, длиной 970 м, шириной  4,5 м, высотой 4,5 ÷ 8,0 м, имел 4 вертикальных и 2 наклонных  шахты для вентиляции, а также отверстия для освещения, стены были обделаны мрамором, на некоторых местах были сделаны фрески,  и на входе был устроен вестбюль с мраморными колоннами.. На фото вход в туннель у озера Аверно и его вид внутри.  Фото и описание на итальянском языке.

 

Что касается Грота Сейяно (рис. 47, 48), то он очень хорошо сохранился.

Рис.47. Вход в Грот Сейяно (Посиллипо)

 GIOVAN BATTISTA BASSI
(Somma Lombarda, 1784 – Roma 1852) La grotta di Posillipo (dal trittico La poesia del giorno)



Рис. 48. Грот Сейяно (Grotta di Seiano, Grotta di Posillipo), длиной 780 м, ширина 4,0 ÷ 6,5 м, высота 5,0 ÷ 8,0, три вентиляционных шахты, построен во второй половине 1 века до н.э. для частного заказчика. Верней, Публий Поллио был всадник времен Августа, то есть и общественный деятель. Хотя его вилла называлась «Перерыв в несчастьях», но и она, и этот удивительный туннель к ней демонстрируют богатство и роскошь. Неудивительно также, что Поллио завещал ее императору. Кроме внутренней отделки обращают на себя внимание и специально сделанные галереи в конце туннеля и обзорная площадка.

 

Снова нам удалось пройти по цепи растущих достижений римлян, кульминировавшей великолепными строениями и появлением нового качества технологии, что не казалось таким уж очевидным.

Современный инженер так описывает бытовавшие представления о строительной технологии римлян на примере акведуков[3]: «Обычно считается, что римские инженеры решали свои задачи чисто практически, на основе ранее накопленного опыта, постепенно совершенствуя проверенные временем конструкции, и что они мало разбирались, например, в геометрии, чтобы на ее основе достигать оптимальной скорости воды в водоводе или же определять, какую массу должен иметь мост, чтобы он выдерживал сильный напор ветра. Кроме того, их принято считать консерваторами в строительстве, которые недостаток теоретических познаний компенсировали сооружением таких конструкций, которые имели многократный запас прочности и по этой причине требовали непомерных затрат. И тем не менее Пон-дю-Гар со своими невероятно высокими и величественными арками знаменовал собой решительный отход от всего того, что римляне построили до этого. Воплощенный в камне дерзкий замысел наводил на мысль, что римские инженеры, возможно, обладали гораздо большими знаниями, чем принято считать. И я, видимо, не ошибся. Расчеты, выполненные мною совместно с Ричардом А, Новаком, моим бывшим коллегой по Университету шт. Миссури, свидетельствуют об удивительной сложности конструктивных решений, к которым прибегали римские гидротехники и строители при сооружении акведука в Ниме».

Вероятно, надо все же ставить вопрос, а как осуществлялось обучение инженеров в те времена? Какой способ накопления информации cуществовал? Мы знаем, что примерно в то же время, что и туннели Кокцея, появились "Десять книг об архитектуре" Витрувия. Но, вероятно, были и другие книги. Причем в те же времена, потому что начинался золотой период оимской архитектры. 
           Автор вышеприведенного мнения, Джордж Хок, говорит о замечательной красоты акведуке в Ниме, построенном в 19 г. до н.э. по распоряжению Марка Агриппы, то есть  того же правителя, при котором строились дорожные туннели Кокцея. Спустя примерно 60-70 лет после этого  было начато осушение озера Фучино. Туннель в Фурло, который приводят как образцовый, пробит в 75 году нэ. Примерно в то же время было начато строительство  великого туннеля Тита в Каппадокии, о котором я
написал ранее. Добавим, что многие великие мосты римлян были построены в конце 1- начале 2 века нэ, хотя техника строительства была отлажена примерно  конце 1 века до нэ. Этот прорыв, достигнутый в самых разных местах империи в одно и то же время, говорит о налаженном процессе обучения инженеров.

 

Ну, и добавим, для затравки будущего очерка, что именно в Неаполе мы сталкиваемся с феноменом огромного подземного города на глубинах до 30, а иногда и 60 метров, самых разных туннелей по своему предназначению: акведуки, резервуары, канализационные,  дорожные туннели, катакомбы для добычи камня и кладбища в них. Строить подземный город начало до древних греков-колонистов   местное население, которое вырезало в туфе  в этих местах подземные дома, греки добавили к этому акведуки и канализацию. Честь создания дорог и туннелей для них принадлежит римлянам, хотя они и использовали в Неаполе, как мы видели местного греческого инженера, для этой цели.  Такой же феномен подземного города существовал в Риме, и во многих других городах. К этой традиции обратились несколько позже и христиане. Но об этом поговорим далее.

 

  

Этот материал является частью серии публикаций:

Об истории туннелей. Часть 1.

Туннель к гробнице Сети I.

Геракл, как гидроинженер.

Об истории туннелей.Часть 2. Древняя Греция - Микены.

Об истории туннелей. Часть 3. Древняя Греция. После микенцев.

Об истории туннелей. Часть 4. Италия, Этрусский период.

Об истории туннелей. Часть 5-1 Древний Рим.  Туннели для водоснабжения.

Об истории туннелей.Часть 5-2. Древний Рим.Туннели для осушения.

Об истории туннелей. Часть 5-3 -1. Древний Рим: дорожные туннели.

 



[2] Amato L., Evangelista A., Nicotera M.V., Viggiani C., “ The tunnels of Cocceius in Napoli: an example of roman engineering of the early imperial age”, Atti AITES/ITA World Tunnel Congress, Milano 2001

[3] Хок Джордж Ф.У. РИМСКИЙ АКВЕДУК В НИМЕ «В мире науки», № 5, 1989

 


Tags: Великая Древняя Греция, История Рима, Технологическая цивилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments