aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Наброски истории Кидалова. История гостиницы «Москва» - окончание.


 

 

 

Рис. 5. «Процесс пошел», как говаривал Михаил Сергеевич Горбачев. Сносят Охотный ряд.

 

Дадим слово, однако, тому же неугомонному кидаловцу:

 

«Строительные работы уже велись, когда архитектурная политика Советского государства совершила резкий поворот: на смену аскетическому конструктивизму пришел величественный неоклассицизм («советский ампир»). Для переделки проекта гостиницы «Москва» был привлечен крупный советский архитектор, академик А. Щусев, прославившийся в частности созданием Мавзолея Ленина. Будучи знатоком и конструктивизма, и классического стиля, Щусев удачно переработал декор будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками, живописью Герасимова и Серова. Здание гостиницы «Москва» стало менее аскетическим и более величественным, фасад со стороны Манежной площади украсили портик и две внушительные башни – правда, асимметричные, что послужило источником для слухов и легенд. По недостоверным сведениям, проект здания гостиницы «Москва» был подан на утверждение лично Сталину. На рисунке фасад здания был разделен вертикальной чертой, и Сталин должен был выбрать, какая часть ему нравится больше – левая или правая. Вождь, однако, написал одобрительную резолюцию ровно посередине рисунка, а уточнять, что он имел в виду, никто не решился. Так у гостиницы «Москва» появились знаменитые асимметричные башни».

 

Комментарий:

«Скорее всего, эта красивая легенда была выдумана самим Щусевым, - считает член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. - Строительство гостиницы Моссовета началось в 1932 году по конструктивистскому проекту архитекторов Савельева и Стапрана. Однако как раз в это время советская архитектура переключилась на имперскую классику, поэтому исправлять фасад уже наполовину возведенного здания поручили академику Щусеву. По первоначальному проекту гостиница должна была занять весь квартал, но до войны построили лишь половину. Новый корпус дорабатывался другими архитекторами и появился в середине 70-х годов. Вот так "Москва" стала жертвой времени и переменчивой моды».

 

Рис. 6.  Строительство гостиницы «Москва»  в 1930-ых - http://nnm.ru/blogs/Zyalt/gostinica_moskva/

 


Кидаловец: «Гостиница «Москва» приняла первых посетителей в 1935 году. Честолюбивые замыслы руководителей Советского государства успешно воплотились в жизнь. Много лет оставаясь самой крупной гостиницей СССР, «Москва» пользовалась репутацией престижного отеля международного класса. Восхищение приезжих иностранцев вызывали не только комфортабельность и уют гостиницы, но и отделка номеров, в которой использовались ценные породы дерева, лепнина, мрамор и бронза, произведения живописи и скульптуры. В номерах и ресторанах гостиницы снималось кино, в стенах «Москвы» разворачивалось действие многих литературных произведений».

 

Ну да, ну да. Антипод Политбюро, в который внесли поправки в духе нового ампира, удался, иностранцы восхитились. Но, наверное, кусочку старой Москвы, который раздавил отель, они могли порадоваться и больше.

Заменили реальную историю местом для действия литературных произведений. Ох уж эти мне кидаловцы! Как тут не поаплодировать Щусеву (рис. 7), удачно исправившему  аскетический проект-антипод для того, чтоб было где снимать кино!

 

Рис. 6. Великий архитектор Кидалова Алексей Викторович Щусев, заслуженный архитектор СССР (1930), академик архитектуры (1910), академик АН СССР (1943), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952). Архитектор и в самом деле незаурядный, но какой трансформер!  Строил церкви до революции, а после ломал. Строил вокзалы, в том числе Казанский. И построил нам большое красивое Кидалово.

 

Однако, процесс не останавливается никогда, и тут никакой Щусев не может ничего гарантировать (рис. 7).

 

Рис.7. 2004 год. (Фото  Д. Борко)   Сносят  «Москву». Между прочим, ключевые слова тут «снос Москвы». Кто придумал, интересно, назвать новую кидаловскую штуку   на месте реальной старой Москвы, назвать ее именем? Хватило всего 70 лет, чтобы новинка стала старым хламом. И   кидаловскую  «Москву» уже сносят.

 

Конечно, все, что в Москве, московским становится. Известия написали очерк о сносе под названием «"Москва" превратилась в пустое место». Понравилась мне двукратное эхо на  грузинских царевичей:

«Сюрпризов во время демонтажа хватало, - вспоминает строитель Симон. - Когда валили стены, нашли металлический швеллер, на котором автогеном аршинными буквами был выжжен призыв: "За Сталина!" Наверно, таким образом строители отметили окончание своих работ.

- И еще мы нашли номер
Берии, - с явной гордостью за земляка рассказывает экскаваторщик Тамаз Джагария. - С виду обычный угловой номер на шестом этаже с видом на Кремль оказался небольшим бункером размером 18 на 18 метров. Стены помещения были сделаны из высококлассного бетона толщиной в полтора метра. Не бетон, а просто монолит! Его отбойные молотки не брали. Точно бункер Берии! Наверное, Лаврентий Павлович в этот номер балерин из Большого театра после концертов водил!»

Миф, конечно: «Слухи о том, что под зданием расположен бункер Иосифа Сталина, а на пятом этаже была конспиративная квартира Лаврентия Берии, тоже вряд ли подтвердятся. - Часть здания, где строители нашли странную комнату, могла быть частью "Гранд отеля", который был построен еще до революции, - рассказал "Известиям" Борис Евсеев. - Во время строительства гостиница "Москва" как бы "проглотила" часть "Гранд отеля". Поэтому-то ничего удивительного в том, что стены были сделаны из разного материала и имели различную ширину, нет».

Не удивляет, что гостиницу разбирают грузины? Тем рифмы не кончаются – девелопер проекта был САМ  Шалва Павлович Чигиринский – Асса!  Удивительно везет этому месту на грузин!

Из его интервью:

Мы построим то же самое здание, только оно будет служить обществу ХХI века. Сейчас люди покупают дорогие машины, они хотят бывать в красивых местах, посещать хорошие рестораны, красивые здания. Богатые туристы хотят смотреть на Кремль.
- На Кремль хотят смотреть не только богатые.
- Богатые могут себе это позволить. Да, это дорого – смотреть на Кремль… Рядом с Кремлем должна быть гостиница самого высокого класса. Пять плюс. Гостиниц такого класса в Москве еще нет.
А что, опять трехзвездную строить? Нужно отходить от менталитета черни, толпы.
- Зачем же тогда воссоздавать мрачный символ сталинизма?
- Это памятник. Это великолепный проект. Нравится кому-то или нет, но он стоит в Москве. И мы его тронуть не можем.
- Так вы же его сломаете!
- Что мы сломаем? Шлакобетон? Денег-то не было, экономили цемент, насыщали здание композициями. Этот фасад все равно рухнет, долго ему не стоять… Мы сохраним все, что представляет художественную и историческую ценность, будем работать с реставраторами, художниками. Это история, это красиво. В конце концов, это дорого. Дух здания будет сохранен.”

Ну, о крепости конструкции гостиницы спорят:

«Гостиницу надо было разбирать, - уверен Илья Маковский. - Здание было в плохом состоянии, а миф о прочности сталинских домов не подтвердился. В бетон строители добавляли битый кирпич, что сказалось на прочности стен, а металлическая арматура во многих местах была слишком тонкой и не придавала стенам необходимой прочности.

«Я не верю в то, что здание было ветхим, - говорит Алексей Клименко. - Его снесли по финансовым причинам. Я разговаривал с сыном инженера, который рассчитывал прочность того корпуса, что был достроен в 70-х, так он сказал, что его отец закладывал в стены хороший запас прочности. При Сталине тоже неплохо строили. Поверьте, полушутливое понятие "тоталитарный запас прочности", относящийся к постройкам того времени, - это не пустой звук. Но если уж снесли, то зачем строить копию-муляж? "Москва" была ценна скорее исторически, чем архитектурно».

Есть там и о судьбе щусевских созданий:

«Директор Музея архитектуры им. Щусева Давид Саркисян тоже считает, что новая "Москва" будет таким же новоделом, как и храм Христа Спасителя.

- Мы пытались спасти какие-то элементы интерьера гостиницы, но не получилось. Оригинальные интерьеры гостиницы, над которыми работал Щусев, утеряны безвозвратно. Все рамки потолочного декора в стиле арт-деко были сильно повреждены при демонтаже. Мебель, сделанная по проекту Щусева, погибла еще раньше. Так что все, дух ушел, "Москвы" больше нет».

Ох, ох, чтоб я  сдох. Хоть это все и правда.

Воссоздание гостиницы в прежнем виде – это очень, очень по-кидаловски. Юрий Лужков:“Мне вообще гостиница “Москва” не нравится, скажу, положа руку на сердце… Фасад, который выходит на Манежную площадь, не вызывает возражений. Нравится он или нет, нужно воссоздавать”.

 

 

Ну-ну. Нравится, не нравится, спит моя красавица. Лично мне жаль, что больше нет палат Василия Голицына и той старой Москвы, которую можно было б сохранить, как лицо ее прошлого.  Восстановить Голицынские палаты из лужковской гвардии  никому, кажется,  и в голову не пришло.

 

 

От такой  истории наступает хандра. Хоть она и причудлива, но уж слишком закономерна 

 

 


Tags: Кидалово на Коровах, Русская история, Современная история, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment