aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Со знаком Горгоны. Происхождение значков.

Медуза Горгона, собственно, какая-то древняя конкурентка Афины, может, даже ее прешественница в пантеонах богов. Тонкость в том, что сама Афина покровительница змей, и змеи-волосы Горгоны - это признак их определенной близости и конкуренции.

По одной из мифологических версий, Медуза рождена Геей и убита Афиной во время гигантомахии. По другим вариантам, она была красивой морской девой, и  осмелилась конкурировать с Афиной красостой своих волос, и Афина превратила их в гидр, а саму Медузу убила руками Персея, которому покровительствовала.



Персей отсек голову Медузы чем-то вроде серпа и положил ее в мешок. На ногах его крылатые сандалии Гермеса.Сзади Афина с копьем и в шлеме. Гидрия около 500 - 450 гг. до нэ British Museum, London, United Kingdom 
В самом деле, если внимательно воспринять идею гончара-художника,  тело Медузы должно бы  принадлежать красавице.


 
Афина получает от Персея голову Горгоны. Кратер, око ло  400 - 385 гг. до нэ.
Museum of Fine Arts, Boston, Massachusetts, USA 
Даже Афина не смотрит прямо на мертвую голову, будто боясь окаменеть, а только смотрит на нее через щит,  как и Персей.

История мрачная, кровавая, но поучительная с точки зрени символики. Победа над Горгоной много значила для Афины и богиня украшает себя ее головой, вбирает в себя ее силу, возвышается ею.
Значок Горгоны становися амулетом, оберегом. То она помещается в центр щита, то на плечо.


Афина в полном вооружении с горгонейоном на правом плече.
Амфора, около   525 г. до нэ, мастер Андокид, Antikenmuseen, Berlin, Germany 

 
Афина наблюдает, как дракон извергает Ясона. Горгонейон в центре ее боевого облачения.
Так его начали помещать иногда  после  530 года, потом это стало обычно.
Киликс, около 500 - 450 гг. до н.э.Museo Gregoriano Etrusco Vaticano, Vatican City 

Формализация моды на горнонейон фиксирует этот рисунок на стамносе:

  
Здесь горгонейон просто рисунок, значок. Кстати, змеи на плечах Афины - это ее символика, тут тоже минимализированная, нестрашная.  Стамнос, около 500-450 гг. до нэ. © Musée du Louvre


Горнонейоны получили совершенно неверотное распространение. Можно сказать, что это главная многотиражная вещь Древней Греции.
Постепенно меняется сам стиль изображения, греки классического периода уже совсем не боятся Горгоны

Гидрия, около 460 г. до н.э. British Museum

Они уже смеются и над Афиной и символом Афин.

Комическая сова со шлемом и копьем - Афина. Скифос, около 475 - 450 гг. до нэ.
 Musée du Louvre, Paris 

Указаний достаточно, для того, чтобы понять, что на границе архаики и классического периода, как раз на рубеже VI и V веков до нэ, происходит определенная смена ориентиров, старая религиозная символика становится бытовой.
 


Tags: Великая Древняя Греция, Символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments