aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Колейные дороги Древней Греции.

Английский историк  рельсовых дорог Майкл Джонатан Таунтон Льюис назвал свою статью об античных колейных дорогах довольно громко «Рельсовые дороги греческого и римского мира»[i]. Но он сам же и оговаривается, что речь идет не о концепции  публичной железной дороги с локомотивом и стальными рельсами,  пассажирами и расписанием движения, появившейся в  1830 году. Речь тут   о применении подготовленных колей,  которые несут транспортное средство с грузом,  то есть о концепции трека, колеи, которая существовала также и перед появлением железных дорог в 18 веке – с колеями или рельсами из дерева и камня. Уже такое определение, по его мнению, дает необходимые признаки рельсовой дороги.

И  Льюис  своей работе в первую очередь обсуждает коринфское изобретение,  волок под названием Диолк (Diolkos) через Истм  у Коринфа, существовавший примерно с 600 года до н.э. и до середины 1 века н.э. Сама идея такого волока была очевидной: большой по своим размерам Пелопонесский полуостров соединяется с остальной Грецией узким перешейком (рис. 1), на котором существовал древний Коринф и рядом Мегары, и уже  в ранние времена было понятно, что для лучшего сообщения  нужно или прокопать/пробить в камне  канал, или сделать волок. Канал существует сегодня (рис 2) и называется Коринфским. По его виду можно понять трудности древних греков: большой объем работ и необходимость устроить надежные мосты через такой канал, подвесные или консольные,  в ту пору еще не существовавшие. Хотя идея канала все же обсуждалась (греков не смущал объем работ, а проблемы с мостами могли б решить и туннели в высоких частях канала, типа тех, которые мы ранее рассматривали), но она была отвергнута, как опасная. А именно,  по третьему неожиданному соображению[ii]: потоку воды, который тут мог возникнуть и притопить земли вокруг внутреннего залива. Хотя сегодня понятно, что опасность эта была мнимая. Если потоки и возникают, то незначительные.

 

Рис. 1 Пелопоннес и Истм.

Рис. 2 Коринфский канал. Его провела та же французская компания, которая прокопала Суэцкий канал, но трасса канала была намечена уже римским императором Нероном, по приказанию и на средства которого канал уже начинали копать в 1 в. н.э. Его работы и часть регулярного волока была уничтожена современными строителями, которые не обращали внимание на помехи археологического происхождения.

 

Итак, канал через Истм обсуждался, но проект был отвергнут. Потому греки из Коринфа при тиране Периандре (рис. 3) пустились в устройство волока, который мог там существовать в какой–то примитивной форме и раньше, но зато теперь они построили  волок регулярный, с устроенными в камне колеями и открытый всем желающим за плату.  Хотя письменных свидетельств о начале времени строительства нет, но есть зато археологические доказательства  – обломки керамики найденные на месте строительства. И вот уже Фукидиду (460 –395 гг. до н.э.) волок Диолк казался древним.  

Создание длинного волока выглядит, как великий труд и большое техническое достижение, имеющее несколько основных частей. Основой волока был трек (1), то есть каменное ложе с колеями для колесной платформы (2), на которую можно было поместить корабль, и, еще  должна была существовать пограничная между сушей и водой часть,  стапеля или эллинг, (3), где корабль помещался на платформу.  Также в литературе обсуждается смена платформ (4) и возможное использование воротов и канатов для перемещения платформы.

Искусственно созданные колеи были распространены у древних греков (рис. 4), они применялись, к примеру,  в театрах для транспортировки сменных сцен. Льюис говорит  о том, что в некоторых случаях использовались, вероятно, деревянные рельсы. Так, для театра Мегалополиса известна  сменная сцена, но колеи для ее перемещения не обнаружены. Такое утверждение от противного, конечно, выглядит спорно, но Льюис приводит примеры применения деревянных рельсов в горной добыче в Средние века в XIV-XV вв., и это решение выглядит вполне доступным и для древних греков, решавших и более сложные задачи.

Рис. 3. Периандр, правивший в Коринфе с 629 до 589 г. до нэ и обустроивший Диолк, известен своими философскими  высказываниями, некоторые из которых запоминаются, как полезные и сегодня   («Размышление – все», «Наслаждение бренно – честь бессмертна»,  «В счастье будь умерен, в несчастье разумен», «Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть»,  «Главное в жизни – конец»,  и для тирана неожиданное «Власть народная крепче тирании»). Многое сделал для расцвета Коринфа, но тиранические наклонности в себе не изжил. Репрессии, запрет собраний, убийства противников Периандра не красят,его  конечно, хотя пропорция полезных и вредных деяний у него никак не самая плохая, и при нем Коринф процветал.

 

 

 

Рис. 4. Искусственные колеи в театрах в Спарте, Эритрее, двух секциях Диолка, и римском карьере в Португалии,   по Льюису. В театрах это были короткие участки.  Кстати, треки использовались в маленьком механическом кукольном театре Гиерона Александрийского, но это уже механическое устройство.

Что касается колей, то раскопанные участки дают представление о разных вариантах решения проблемы передвижения платформы. Увы,  плохая охрана раскопанного Диолка привела к тому, что часть участков была изрядно разрушена за какие-то 45 лет (рис. 5)

 

Рис. 5. Западная часть Диолка, какой ее раскопал греческий археолог Николаос Верделис и ее современное состояние. Многие участки, хорошо сохранившиеся под землей, за 45 лет оказались разрушены и подтоплены.Наличие колей v-образных, прямоугольных и участков без колей трактуется как результаты последующего ремонта или возможных вариаций, найденных практически. Ширина дороги варьирует от 3,6 до 6 метров, а ширина колей составляет  1,6 метров, она  близка к современным стандартам для железных дорог. Возможно, что существовал более сложный вариант поатформы, начальный участок создан для узкой платформы, а далее платформа была широкой.

Можно себе представлять разные варианты помещения корабля на платформу, но от устройств для этой цели ничего особенного не сохранилось, кроме дороги, ведущей в залив. Хотя и доказывается, что таким путем можно было перевезти и трирему весом 25 т, 35 метров длиной, 5 метров шириной[iii], но все же такая задача считается сложной. Однако, в истории известно несколько случаев перемещения флота для военных целей через Истм[iv]. Трудней обстояло дело с торговыми кораблями весом от 70 до 150 тонн. В этом случае волок работал уже как рудиментарная железная дорога: груз перегружали с корабля на корабль с помощью «вагонов», причем, по Льюису, груз возили в обоих направлениях, с одной стороны блоки мрамора, с другой лес и пиломатериалы.

Сама платформа могла б состоять их нескольких частей. Могли использоваться  сменные платформы, для разных участков. Тут существуют разные мнения. Технические реконструкции являются предметом споров.

Рис. 6 Диолк, западная часть, вход из залива на волок, останки эллинга. В восточной части был, вероятно, причал для судов, к которому выходил волок.

Увы, и тут мы сталкиваемся с проблемой варварского строительства канала. Значительный фрагмент волока был, вероятно, уничтожен строителями канала, потому что из восточной части сохранились лишь небольшие фрагменты (рис. 7).

Рис.7. Схемы возможного направления волока по Льюису. По одному варианту волок уже по большей части  уничтожен. По другому варианту значительный фрагмент восточной часть волока пока просто   не найден. Длина волока составляла по разным оценкам и предположительным вариантам от 6 до 8,5 км.
.

Ну, и важный вопрос, насколько Диолк был уникален. Льюис считает, что не зря с этим временем ассоциируется начало использование больших блоков камня для строительства. Предполагается, что аналогичные волоки были устроены от карьеров к местам использования камня. Но они пока не найдены. Колеи были найдены в римских рудниках Минас-Жерайс в Португалии. Помимо Диолка в Коринфе, имеются скудные литературные данные еще о двух волоках для кораблей, где диолк используется, как имя нарицательное:  в Египте при римлянах: врач Орибазий  (ок. 320-400 н.э.) копирует 2 отрывка записи коллеги Ксенократа, жившего в  первом века нашей эры, в  в котором тот  вспоминает диолк вблизи  гавани Александрии,  на южной оконечности острова Фарос. Другой диолк упоминает Птолемей (90-168 н.э.) в  книге по географии, как о волоке соединяющим тупики устья Нила  со Средиземным морем. [58]. Но там нет подробностей.  

Все еще под вопросом применение деревянных рельсов, которые в аналогичных случаях использовали в Средневековье, и которые видит в качестве существовавшей в Древней Греции альтернативе все тот же Льюис.

В любом варианте, факты существовании колейных дорог у древних греков и римлян чрезвычайно любопытны.

 



[i] Lewis, M. J. T., "Railways in the Greek and Roman world", in Guy, A. / Rees, J. (eds), Early Railways. A Selection of Papers from the First International Early Railways Conference (2001), pp. 8-19

[ii] Werner, Walter: "The largest ship trackway in ancient times: the Diolkos of the Isthmus of Corinth, Greece, and early attempts to build a canal", The International Journal of Nautical Archaeology, Vol. 26, No. 2 (1997), pp. 98–119 (109)

[iii] Raepsaet, G.; Tolley, M. (1993), "Le Diolkos de l’Isthme à Corinthe: son tracé, son fonctionnement", Bulletin de Correspondance Hellénique 117: 233–261


Tags: Великая Древняя Греция, История Рима, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments