aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

История ложки, вилки и складного ножа. Часть 3.


Рис. 27 Видимо, самое старое изображение столовых приборов, состоящих  из ножа и вилки (их целых три!) – фреска «Тайной вечери» в пещерной церкви в Каппадокии в Kanakli Kilise, относимой к 12 веку. Эту фреску приводит в свой книге Юдит Герин ( Judith Herrin Byzantium: the Surprising Life of a Medieval Empire)

 Столовые приборы: «византийский мостик» от античности в варварскую Западную Европу.

 

 «Византийская   принцесса,    приехавшая погостить к венецианскому дожу  Доменико Сильвио,  пленилась двузубым  серебряным изделием  с короткой ручкой, которым  ее друг изящно подхватывал лакомые кусочки. В  то  время пользовались для этого лишь собственной пятерней. Мясо и рыбу  брали руками. Пища в те времена была преимущественно твердой и  подавалась  к столу  нарезанной  на куски:      Впрочем, нечто  вилоподобное  знали  уже  древние римляне. Но это  было  приспособление, которым  куски мяса извлекали из  горшка или  жаровни.  Благородные патриции  ели мясо руками, по которым до локтей стекал жир. Лишь с 1072 году в Константинополе была изготовлена первая вилка из серебра и золота и имела  она  два зубца  и коротенькую   ручку. 

(Махлина   С.Т. Семиотика культуры повседневности. СПб.: Алетейя, 2009).

  
Нетрудно обнаружить, что  в наши времена многие книги пишутся по принципу копи-пейст. 
Нашел, скопировал, а когда однотипных копий набралось много, ворох, то вот уж и книга получилась.
 Но ты пиши, конечно, если уж сам не можешь ничего,   да не зарывайся, не ищи материал где попало, 
чуть не на помойках, а то ведь будет неловко, и, главное, согласуй содранные данные между собой. 
Одна такая сочинительница, мадам Махлина,  профессор кафедры теории и истории культуры (!!!) в 
Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств,  цитату из книги которой 
я вынес в эпиграф, поразила меня особенно. Она не только процитировала заведомо одиозную мадам 
Коноплеву, ни с того, ни с сего вставив римских патрициев в 11 век,  но и удивительно исказила историю 
появления вилки в Венеции. Проверять источники ей, вероятно, и в голову не приходило§. 
А уж поискать первичные материалы – да никогда и ни за что!  

 

Славно, славно. Не она одна такая забавница – вот журналист есть смешной, Андрей Ваганов, который , в «Русском журнале»  на ясном глазу написал: «По мнению Фернана Броделя, вилка появляется лишь в XVI веке сначала в Венеции, позже во всей Италии и, возможно, в Испании, но распространяется она очень постепенно: ее употребление входит в обиход только к 1750 году. Бродель указывает, что "Монтень ее не упоминает"…» Вот же фантазия у журналистов удивительная. Бродель, как настоящий француз, конечно, неточен с фактами, он эссе пишет, не немецкий педантический труд, про вилку он толком не знает, что не знает, то домыслит.  Но Ваганов с Монтенем присочинил в свою очередь, поскольку Бродель писал, что Монтень любил есть руками «Монтень ею (вилкой) пренебрегал, так как осуждает себя за то, что ест быстро, настолько быстро, что «порой от поспешности я кусаю собственные пальцы». Впрочем, он признавал, что «мало помогает себе ложкой и вилкой». Так что все наоборот, вилка Монтенем упоминается. Привет, маэстро Ваганов! Сочиняйте дальше для «Аншлага» и  КВН!

Ну а мы займемся фактами. С Римской империей мы расстались в момент, когда в ней довольно уверенно стали распространяться вилки. Нет никаких сомнений, что и знать Восточной ветви их начала использовать.  Хотя сама знать несколько переродилась  в новой христианской империи, впитав в себя высшее духовенство и военачальников из окраин, например, армян или сирийцев, то есть внесла в общество иные застольные коды.Однако, надо думать, римский код был сильней. 

И еще. Мы помним, что  в античности существовала ложка, обратный заостренный конец  которой использовался, как однозубая вилка. Именно ей была противопоставлена у римлян вилка двузубая и многозубая. Что с такой ложкой случилось в Византии? Куда она делась?

Ложка эта существовала по-прежнему (рис. 28).

 

 

Рис. 28. Византийская ложка с заостренным концом.  Серебро со следами позолоты, около  550 - 650. Надпись  "Puritas". 

Но появились и ложки другого типа.  Тут заостренный конец  видоизменился (рис. 29), был притуплен. Могла ли в таком виде она служить как вилка? Или вилку, как дополнительный инструмент, такая ложка уже прямо предполагала?

Рис. 29. Набор ранневизантийских ложек VI вв  из Лампсакоса – Британский музей. Разгромы, которые учинили Византии крестоносцы и османы, вели к тому, что все ценное исчезало в руках грабителей. Эти ложки – часть клада, спрятанного от них или им подобных. Характерны для византийских ложек  надписи - различные стихи.

 Интересная проблема. Не сохранись никаких византийских вилок (а их и в самом деле  осталось мало), нам пришлось бы верить Махлиной и Ваганову, что с 6 века византийцы снова стали есть мясо руками, как западноевропейские варвары.  Проблема  исследования, построенного на тонких деталях,  в том, что даже и византийские  ложки сохранились весьма плохо. Поздних римских (а, может, скорей ранних византийских) ложек больше найдено в кладах на территории Англии, чем дома  (участники походов крестоносцев закопали?).

В кладах изредка встречаются и серебряные вилки – вот вилка византийского типа, которую по саксонским монетам, найденным в том же кладе отнесли к IX веку.

 

Но есть вилки куда  более ранние. И попадаются среди них поистине удивительные экземпляры, вилко-ложки, переходные типы (рис 30, 31), прямо как в биологической эвлюции.

Рис. 30 Византийская ложка с двузубцем на обратном конце, длина 28,5 см. Длина могла б перенести этот прибор в разряд кулинарных, а не столовых инструментов.

 

Рис. 31. Византийская ложка-вилка (по современной терминологии спорк от spoon+fork), 4 век, Лувр. Характерна тут четко обозначенная  развилка.

Первая "отделившаяся" вилка приблизительно того же типа относится,   к тому же 4 веку, временам, когда Византия была Восточной Римской империей (рис.32).

Рис. 32 Византийская вилка IV века, найденная в Сирии - Cleveland museum of art.

В Персии периода античности тоже встречались похожие вилки (рис. 33) – подражание или «потомство» неизвестного источника для заимствования?

Рис. 33. Вилка  V века  из Суз, Персия.

 

Рис. 34.  На немецком форуме я обнаружил это фото – утверждается, что это византийская вилка 9 века, но в каком музее она находится? Неизвестно.

Византийская вилка еще и эволюционировала (рис.34). Так что после  случившегося отделения вилки византийская ложка вполне  спокойно могла развивать свои формы и не пытаться быть еще и вилкой (рис. 35).

Рис. 35. Костяная византийская ложка IX-XI вв

Распространение вилки за пределы Византии зафиксировал святой  Петр Дамиан, в начале XI века  епископ Остии. В 1004 году племянница византийских императоров Василия II и Константина VIII Мария Аргира приехала в Венецию, чтобы сочетаться браком с Джованни, сыном венецианского дожа Пьетро Орсеоло и поразила присутствующих тем, что использовала для еды «двузубое орудие», вилку. Один из священников так расстроился от непристойного зрелища, что якобы сказал: «Бог наградил человека естественной вилкой – пальцами. Это оскорбление  Бога - заменять пальцы металлической вилкой». Когда в 1007 году Мария умерла от чумы, оставив сиротой маленькую дочь,  св. Петр Дамиан (вероятный автор предыдущего высказывания) не скрывал своего удовлетворения: «Такова была роскошь, ее привычки ...  она не соизволяла  прикасаться к  еде пальцами, но  приказывала  евнухам нарезать пищу  на мелкие куски, которые она насаживала на определенный золотой инструмент с  двумя зубцами и им переносила их в рот. Cуетность этой женщины была ненавистна Всемогущему Богу, и, несомненно,  он отомстил ей. Ибо Он поднял над ней меч Его божественной справедливости, так что все тело ее  стало разлагаться и все ее члены  увяли». Забавно, не так ли? Призать на свою сторону самого Бога и радоваться смерти юной женщины - и все ради права есть руками.

В литературе встречается упоминание об иллюстрированном манускрипте 11 века, созданном в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино, в котором будто бы содержится  рисунок двух людей, едящих вилками©   - не тот ли, что я нашел в  The Codex Benedictus: an eleventh-century lectionary from Monte Cassino  (рис. 36)? Собственно, поскольку монастырь находился в особых доверительных отношениях с Византией, такое могло быть довольно естественным, монахи там могли быть из греческой знати.

 

Рис. 36. Рисунок из манускрипта 11 века. Тут двое пользуются вилками? Может, и так, но разрешение в исходном фото  недостаточное, так что поклясться в этом нельзя.

Так вилка начала свой путь по Западной Европе.



© Forbes, R. J. "Food and Drink," Charles Singer, et. al. eds. A History of Technology. Oxford: Oxford University Press, 1956. vol. II: The Mediterranean Civilization and the Middle Ages, c. 700 B.C. to c. A.D. 1500, p. 126; a reproduction is in Henisch 1985: 189.



§

Вообще книга Махлиной написана ужасно и  полна всяческой ерунды:

«В Чехии национальное блюдо - жареная свинина с клецками и капустой,

шпекачки ­жареные сосиски на древесном угле, повидлачкерли - вареники

с повидлом, а в Словакии - кнедлики и роглики».

Ну, что тут скажешь? Нет такого слова - повидлачкерли (повидло чехи

суют в бухты, булочки такие),  клецки - это  в супе,  а национальное чешское

блюдо «Vepro - knedlo – zelo» - свинина печеная (а не жареная) с кнедликами

и тушеной капустой. Насчет щпекачек тоже не так все - жареные сосиски и с

ардельки называются буржты. Никаким национальным блюдом они не являются.

Но особо смешно выглядит утверждение, что в Словакии национальная еда

кнедлики и булочки. Чушь. Если б Махлина так описывала бы русских, то наша

национальная еда была б баранки и гарнир.

 

Tags: Византия, История Европы, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments