aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Гармония христианства и фаллической символики в средневековой Западной Европе. 3

Завершение серии.  Две предыдущие части:
Гармония христианства и фаллической символики в средневековой Западной Европе. 1 
Гармония христианства и фаллической символики в средневековой Западной Европе. 2

И еще был очерк со сходной темой Древнегреческий юмор "ниже пояса".

Фаллос Иисуса.

     Для верующего православного, и даже для атеиста из православной среды такое словосочетание кажется крайне непривычным, и даже кощунственным. И, оказывается, под этим есть определенная теологическая основа, разделяющая восточную и западную ветви христианства. Восточное христианство говорило о том, что Ева и Адам в раю не имели половых органов, необходимых для размножения и приобрели их, будучи изгнаны из рая. И фаллос Иисуса упоминался лишь в связи с его обрезанием, остальное не было необходимо для евангельской истории.

 В западной традиции после Блаженного Августина считалось, что Адам и Ева имели половые органы и в раю, но при изгнании оттуда  утратили контроль над ними. (В 1511   появляется очень откровенное изображение Людвигом Кругом Адама и Евы – рис. 12)

.

Рис. 12. Адам и Ева в раю von Ludwig Krug, 1514 (Bode-Museum in Berlin)

 

 Наоборот, Иисус мог контролировать себя, и эрекция его проявилась только после гибели на кресте. Отсюда эрегированный фаллос Спасителя на картинах Мантеньи и Ван Хеемскерка (рис.6), тут Иисус мертв и себя уже не контролирует. Посмотрим на еще одну картину Ван Хеемскерка (Рис. 13), резьбу по дереву Людвига Круга (рис. 14), картину Россо Фиорентино (рис.15). Везде  подчеркивается телесность и сексуальность Иисуса

.

 

Рис. 13. Мартин Ван Хеемскерк, «Человек скорби», 1532.

Рис. 14 де Людвик Круг, «Человек скорби»,  ксилография, 1520

 

 

Рис 15. Россо Фиорентино, 1525, Мертвый Иисус с ангелами.
Написован край лобка Иисуса, заросший волосами.

 

 

А теперь взглянем на даты этих картин – 1480 у Мантеньи, следует некоторый период молчания, а потом сразу:   1520 у Круга,  1524 и 1532 у Ван Хеемскерка, 1525 у Фиорентино. К ним же примыкает и  Пьета - de William Key, около 1530.  Такое почти одновременное появление многих работ с одной важной деталью не случайно, это попытка задать новый канон, картины на религиозные темы  появлялись по заказу церкви. Ведь еще раньше была заказана у самого Микельанжело статуя обнаженного Христа (рис. 16).

 

 

Рис. 16. Микельанжело Буонаротти, Иисус, несущий крест, 1521, мрамор Santa Maria sopra Minerva, Rome – старое фото и современный вид.

 

Ее сейчас уже не решаются показывать так, как она была задумана, пенис драпируют, но факт от этого не меняется: церковь в 1520 решилась, было,  на полное обнажение Христа.   Несколько ранее, примерно с 1460-ых стало привлекаться внимание и к пенису Христа-младенца (рис. 17), как проявлению его сексуальности.  

Но все же в конце концов церковь отступила от своих намерений.

 

Рис. 17. Джованни Беллини, Мадонна с младенцем, 1460-64, Темпера.  Ханс Балдунг, Богоматерь с младенцем и Св. Анной, 1511. Игры матери и бабушки юного Иисуса с его пенисом обращают внимание на пол младенца, делают его важной деталью.

 

Границы временного явления.

Как все же фаллическая символика стала частью христианства?

Вероятно, с самого начала.

Каждая  культура имеет свою семиотику, то есть систему знаков-понятий. Фаллос – знак мужской силы, активности, династии, творчества, репродуктивной мощи и так далее. Никакая новая вера не способна лишить такой знак своего места, но приспособить к своим целям может.  Так случилось и с христианством. Начать с того, что в наивный ранний период Иисус вначале тоже  изображался с фаллосом (рис. 18), но, вероятно, такой подход грозил превратить христианскую церковь в сильный фаллический культ, и от него отступили. Тем более, что появились многочисленные фаллические святые, взявшие эту роль на себя, и в Византии была разработана концепция  поначалу бесполых Адама и Евы, как ориентира святости. Но теория теорией, а практика осталась прежней. В самой Византии между христианами ее окраин сохранялись привычки поклонения некоторым языческим богам, а на Западе цвели фаллические культы.

 

Рис. 18. Терракота времен Меровингов , изображающая Христа с фаллосом, символами солнца и луны..(a Merovingian terra-cotta tile from Auvergne depicting Christ with penis, a sword to conquer Evil (the snake) and holding the moon on one sideand a torch (representing the sun) on the other. (MuseumNational Antiquities, Saint-Germain-en-:Laye) of

 Иметь в составе церкви автономные фаллические культы оказалось делом  весьма проблематичным. Каждое знаковое явление развивается и вносит в жизнь свои нормы, которое делает неоднородную систему внутренне противоречивой (рис. 19, 20).

Рис. 19. Мода на одежду с гульфиком, нарочито подчеркивающим мужскую роль и силу владельца.  

Рис. 20. А вот женщины, одетые по моде 18 века,  пришли в лавку, где торгуют – О, неожиданность! -   фаллоимитаторами:  мода на них в средние века появилась в Италии. 

 

 Церковь в момент своей максимальной мощи пришла к идее внутренней реформы – постаралась уничтожить все инородное, языческое, начав ради этого борьбу с чужеродной мистикой, узурпировавшей ряд тем, и передать их Единому Богу. Реформа прошла наполовину – если ведьм уничтожить более или менее удалось, то идею сексуальности Христа (время ее активного формулирования - 1460-1530)  пришлось несколько затормозить. (Собственно, она еще играется в теме необычных мышц живота Спасителя, начатой вероятно, еще в 16 веке. Речь о том, что они  изображают   фаллос – см http://www.gospelaccordingtohate.com/2010/04/jesus-phallic-abs-oklahomans-condemn.html).

И вообще началась Реформация, и протестанты начали писать свою историю. Произошло также определенное разделение светского и духовного.

Поучительно в этой истории то, что, пока мы не знаем сокровенных деталей прошлого, мы очень легко упрощаем его, делаем примитивным. На самом деле ничего подобного: мы сами, пока не знаем фактов, оказываемся примитивами перед лицом великих загадок, которые по-своему пытались разрешить предшествующие поколения, жившие хоть и иной, но достаточно наполненной жизнью

Tags: История Европы, Символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments