Завершение серии. Две предыдущие части:
Гармония христианства и фаллической символики в средневековой Западной Европе. 1
Гармония христианства и фаллической символики в средневековой Западной Европе. 2
И еще был очерк со сходной темой Древнегреческий юмор "ниже пояса".
Фаллос Иисуса.
Для верующего православного, и даже для атеиста из православной среды такое словосочетание кажется крайне непривычным, и даже кощунственным. И, оказывается, под этим есть определенная теологическая основа, разделяющая восточную и западную ветви христианства. Восточное христианство говорило о том, что Ева и Адам в раю не имели половых органов, необходимых для размножения и приобрели их, будучи изгнаны из рая. И фаллос Иисуса упоминался лишь в связи с его обрезанием, остальное не было необходимо для евангельской истории.
В западной традиции после Блаженного Августина считалось, что Адам и Ева имели половые органы и в раю, но при изгнании оттуда утратили контроль над ними. (В 1511 появляется очень откровенное изображение Людвигом Кругом Адама и Евы – рис. 12)
.
Рис. 12. Адам и Ева в раю von Ludwig Krug, 1514 (Bode-Museum in Berlin)
Наоборот, Иисус мог контролировать себя, и эрекция его проявилась только после гибели на кресте. Отсюда эрегированный фаллос Спасителя на картинах Мантеньи и Ван Хеемскерка (рис.6), тут Иисус мертв и себя уже не контролирует. Посмотрим на еще одну картину Ван Хеемскерка (Рис. 13), резьбу по дереву Людвига Круга (рис. 14), картину Россо Фиорентино (рис.15). Везде подчеркивается телесность и сексуальность Иисуса
.
Рис. 13. Мартин Ван Хеемскерк, «Человек скорби», 1532.
Рис. 14 де Людвик Круг, «Человек скорби», ксилография, 1520
Рис 15. Россо Фиорентино, 1525, Мертвый Иисус с ангелами.
Написован край лобка Иисуса, заросший волосами.
А теперь взглянем на даты этих картин – 1480 у Мантеньи, следует некоторый период молчания, а потом сразу: 1520 у Круга, 1524 и 1532 у Ван Хеемскерка, 1525 у Фиорентино. К ним же примыкает и Пьета - de William Key, около 1530. Такое почти одновременное появление многих работ с одной важной деталью не случайно, это попытка задать новый канон, картины на религиозные темы появлялись по заказу церкви. Ведь еще раньше была заказана у самого Микельанжело статуя обнаженного Христа (рис. 16).
Рис. 16. Микельанжело Буонаротти, Иисус, несущий крест, 1521, мрамор Santa Maria sopra Minerva, Rome – старое фото и современный вид.
Ее сейчас уже не решаются показывать так, как она была задумана, пенис драпируют, но факт от этого не меняется: церковь в 1520 решилась, было, на полное обнажение Христа. Несколько ранее, примерно с 1460-ых стало привлекаться внимание и к пенису Христа-младенца (рис. 17), как проявлению его сексуальности.
Но все же в конце концов церковь отступила от своих намерений.
Рис. 17. Джованни Беллини, Мадонна с младенцем, 1460-64, Темпера. Ханс Балдунг, Богоматерь с младенцем и Св. Анной, 1511. Игры матери и бабушки юного Иисуса с его пенисом обращают внимание на пол младенца, делают его важной деталью.
Границы временного явления.
Как все же фаллическая символика стала частью христианства?
Вероятно, с самого начала.
Каждая культура имеет свою семиотику, то есть систему знаков-понятий. Фаллос – знак мужской силы, активности, династии, творчества, репродуктивной мощи и так далее. Никакая новая вера не способна лишить такой знак своего места, но приспособить к своим целям может. Так случилось и с христианством. Начать с того, что в наивный ранний период Иисус вначале тоже изображался с фаллосом (рис. 18), но, вероятно, такой подход грозил превратить христианскую церковь в сильный фаллический культ, и от него отступили. Тем более, что появились многочисленные фаллические святые, взявшие эту роль на себя, и в Византии была разработана концепция поначалу бесполых Адама и Евы, как ориентира святости. Но теория теорией, а практика осталась прежней. В самой Византии между христианами ее окраин сохранялись привычки поклонения некоторым языческим богам, а на Западе цвели фаллические культы.
Рис. 18. Терракота времен Меровингов , изображающая Христа с фаллосом, символами солнца и луны..(a Merovingian terra-cotta tile from Auvergne depicting Christ with penis, a sword to conquer Evil (the snake) and holding the moon on one sideand a torch (representing the sun) on the other. (
Иметь в составе церкви автономные фаллические культы оказалось делом весьма проблематичным. Каждое знаковое явление развивается и вносит в жизнь свои нормы, которое делает неоднородную систему внутренне противоречивой (рис. 19, 20).
Рис. 19. Мода на одежду с гульфиком, нарочито подчеркивающим мужскую роль и силу владельца.
Рис. 20. А вот женщины, одетые по моде 18 века, пришли в лавку, где торгуют – О, неожиданность! - фаллоимитаторами: мода на них в средние века появилась в Италии.
Церковь в момент своей максимальной мощи пришла к идее внутренней реформы – постаралась уничтожить все инородное, языческое, начав ради этого борьбу с чужеродной мистикой, узурпировавшей ряд тем, и передать их Единому Богу. Реформа прошла наполовину – если ведьм уничтожить более или менее удалось, то идею сексуальности Христа (время ее активного формулирования - 1460-1530) пришлось несколько затормозить. (Собственно, она еще играется в теме необычных мышц живота Спасителя, начатой вероятно, еще в 16 веке. Речь о том, что они изображают фаллос – см http://www.gospelaccordingtohate.com/2010/04/jesus-phallic-abs-oklahomans-condemn.html).
И вообще началась Реформация, и протестанты начали писать свою историю. Произошло также определенное разделение светского и духовного.
Поучительно в этой истории то, что, пока мы не знаем сокровенных деталей прошлого, мы очень легко упрощаем его, делаем примитивным. На самом деле ничего подобного: мы сами, пока не знаем фактов, оказываемся примитивами перед лицом великих загадок, которые по-своему пытались разрешить предшествующие поколения, жившие хоть и иной, но достаточно наполненной жизнью