aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Житие и притча

 Читая жития, иногда встречаешь удивительные  эпизоды, особенно на наш взгляд, привыкший к иному.

Вот, скажем, из жития великомученика Адриана:
"Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. ... Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Их поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Потом их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь находился начальник палаты Адриан, который спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, поэтому что и я — христианин». Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет".

А ведь если и не обезумел, то вошел в иное состояние. Захотел, чего не видел глаз, не слышало ухо и не пришло на сердце. Искал нечто, напряженно, искал страстно, надо думать.

И получил, но несколько иное. Жена его Наталья тоже была христианка, тайная. И вот:
"Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где ободряла Адриана быть мужественным. Когда заключенных христиан присудили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой, чтобы он сообщил своей жене об этом. Увидев Адриана, Наталия испугалась, что он отрекся от Христа и не впустила его в дом. Вернувшись в тюрьму, Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям: мученикам перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего те в страшных мучениях умирали. Когда очередь дошла до Адриана, жена больше всего боялась, чтобы муж ее не смалодушничал и не отрекся от Христа. Она укрепляла Адриана и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304 году".
И, почти обязательное:
"Когда их тела начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния". Утешительно, конечно, но только для читателя.
То есть точно Адриан получил такую порцию страданий, и переживаний, которые в жизни молодого чиновника получить нельзя, не с чего.

 Или история Алексия, человека Божия, очень любимая на Руси, но крайне странная, опять же, конечно, с современной точки зрения и рационального взгляда на организацию жизни. Итак,молодой человек из богатой семьи только что женился. Вдруг после первой брачной ночи, в которой он невесте пообещал брак на небесах, тайно и в одиночестве Алексий  отправляется из родного Рима в далекую Эдессу,  один, свое имущество раздает, а сам начинает просить милостыню. Но и ту раздает немощным и престарелым,сам  живет на хлебе и воде. Здоровье в результате подорвано, красота потеряна, его не узнают слуги, которых безутешные родители послали искать сына по всем возможным местам.
Но тут святость Алексия доходит и до самого Бога, он дает знамение, Алексия начинаю почитать. Скромный святой бежит в Киликию, но буря уносит корабль в Италию. 17 лет спустя Алексий возвращается в Рим, и живет неузнанным нищим  в доме родителей, которые нищих всегда привечали. Тут он мучается - слышит по ночам плач несостоявшейся жены, над ним подсмеиваются слуги, живет он так же скудно, хоть не узнавшие его родители посылают страннику пищу со своего стола. Через еще 17 лет Алексий умирает.

"...святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 - 417) в присутствии императора Гонория (395 - 423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: "Приидите ко Мне, вей труждающнися п обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. II, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: "Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе". Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника.
С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: "Ищите человека Божия в доме Евфимиана". Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам..."

И тут желание прожить жизнь не столько земную, сколько небесную, настолько на земную непохожую, что страшно от этого делается. Но точно так же умерщвляли плоть и унижали свою обычную жизнь многие, и не только в Европе, - скажем в Индии

"Так, например, в Кассапа-Сиханада-сутте Кассапа упоминает разных аскетов: одни все время стоят, другие спят на колючках, досках или на земле, третьи едят коровий навоз (возможно, для того чтобы пребывать в состоянии перманентного раскаяния, ибо индийцы приписывают очистительную силу этим практикам) и т. д. (ДН, I, 167). Каждый из этих аскетов носит имя, совпадающее с названием того вида самоистязания, которое он практикует...  Мнение Будды об аскетах достаточно хорошо уясняется из «Кассапа-Сиханада-сутты», где он говорит Кассапе, что истинного саману или брахмана характеризует не внешние качества, не покаяние и не умерщвление плоти, а внутренняя дисциплина, милосердие, самосовершенствование, разум, свободный от суеверий и хаотичности, и т. д".

Самосовершенствоваться - да, многие хотят и стремятся. Вот насчет свободы разума от суеверий и хаотичности - есть у меня сильные сомнения насчет многих христианских святых.  Они действовали на ощупь, ошибались и искали. Но некоторые формы были все же в таких поисках найдены.

Образ Алексия грел русских не тем, что они так уж хотели расставаться с имуществом и близкими, но тем, что будучи по каким-то причинам лишены того и другого, они могли утешиться в миролюбии и помощи, кому еще хуже. Да и вся жизнь увиденная через подобную призму, казалась уже иной.
Tags: История Европы, Настроение., Русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments