Стеклянные глаза древнегреческих статуй.

Один мой приятель высказал сомнение, что греки в самом деле делали хрустальные или стеклянные глаза для своих статуй, как египтяне.
И привел  примеры мраморных древнегреческих скульптур. Там, мол, такие глаза ни к чему.

Как правило, правда это были все римские копии древнегреческих образцов, не сохранившихся до нас. Но, в самом деле, мраморные статуи для таких изобразительных приемов не очень удобны. Вряд ли там часто встречались вставные глаза. Если встречались вообще.

Но стеклянные глаза у греческих скульптур найти можно. Например, бронзовые статиуи делали именно с такими искусственными глазами и их можно предъявить - ну,  если глаза сохранились, конечно.

Как, например, у этих бронзовых воинов, когда-то скинутых в море во во время шторма, и потому сохранившихся до нашего времени без особых повреждений.

Пара греческих бронзовых воинов, выловленных в в море  у побережья Калабрии в 1972 году. Сами по себе эти статуи впечатляющий пример мастерства - они приписываются даже самому великому Фидию.

The Riace Warriors--bronze--460-430 B.C. Museo Nazionale della Magna Grecia in Reggio Calabria

Воин А, вид  сзади и спереди.
 
А вот лицо воина А - глаза скульптуры сохранились хорошо, они были сделаны из кости и стекла.
 
 
У воина В сохранился лишь один глаз

Еще примеры скульптур с созранившимися глазами, но более поздние:

Голова с Делоса, примерно 1 век до н.э.


Так называемый Сенека. Бюст из Неаполя
 Ancient Roman bronze now at the National Archaeological Museum of Naples, Italy.

Бюст Брута, 3 век н.э. 

Очень редкий бюст - уже не бронзовый, а базальтовый, причем Юлия Цезаря. Правда, увы, вставные глаза для него сделаны по образцам сохранившихся статуй, но уже современными реставраторами. Сделан бюст в Египте, так судят по стилю и материалу.
  Berlin, Altes Museum. Credits: Barbara McManus, 2005

Получается что: при всем своем художественном мастерстве, которое якобы позволяет довольно сильно отвлечься от оригинала,  греки стремились произвести впечатление живого, натурального взгляда. И переняли ради этого подобное мастерство у египтян, и перенесли его и в Римскуую империю. Отметим, что все это или мастерсво обработки горного хрусталя, а потом, в более поздние времена, уже стекла..
бот. удалите его коммент и пометьте как спам.
**
мне интереснее другое: почему именно из стекла или хрусталя? куда логичнее - использовать полудрагоценные камни и кость для создания глаз. они будут к тому же более "естественными. Насколько я помню, персы, вавилоняне, шумеры, и поздние египтяне ипользовали кость, агат, хризолит.
Т.е. откуда вывод - что использовалось именно стекло, если достоверных примеров нет?
Я, наверное, неясно написал: в греческих статуях для изготовления вставных глаз преимущественно использовалось именно стекло. Это вполне достоверно. Оно и кварц более естественны, прозрачны и не окрашены. А египтяне использовали, как я уже писал, преимущественно кварц, то есть горный хрусталь.
стекло как раз выглядит естественней чем камень - да и стоило оно по тем временам куда больше чем кость или полудраг.камни.
к тому же со стеклом проще и быстрее работать и легче получить готовое.
ох.

римские статуи были со стеклянными и слюдяными глазами. И материал тут совершенно не при чем - что бронза, что мрамор.
Не все статуи подряд - например погребальные бюсты делали без глаз (из за стоимости работы), и зрачок намечали резцом, но все публичные статуи и так называемые "высокие образцы" - были разноцветны и глазасты. Привычные нам слепые глаза статуй - это просто несохранившиеся покрытия из стекла.

IMG_1824.jpg
у меня где-то была еще голова Афины из Ватиканской галереи, но не могу найти фото.
на самом деле они попадаются в музеях.
не часто - но кто действительно интересуется вопросом и ищет, тот найдет.
"все публичные статуи и так называемые "высокие образцы" - были разноцветны и глазасты".

Как раз вспоминается множество мраморных "слепых" статуй. Не погребальных бюстов
а с чего вы взяли что они были слепые?
вы точно знаете что там не было ни встаных глаз ни рисунка?
то есть стоит этакая статуя, вся ярко раскрашена под человека, а глаза - белесые и слепые?

экие извращенцы были эти римляне)))
Простите, если вопрос не по теме. Меня мучает загадка: как (технологически) римляне могли делать тонкостенные бронзовые копии с греческих мраморов? И насколько точно могли они делать такие копии?