Почва и храмы Древней Греции.

                  Хочу  коротко  изложить одну интересную работу по Древней Греции, которую сделал не историк, но геолог и почвовед.  /Gregory J. Retallack Rocks, views, soils and plants at the temples of ancient Greece  Antiquity, 2008, 82 (317): 640–657/.

Его статья  получилась замечательным примером того, как специалист из совершенно иной, и даже не гуманитарной области может сделать весомый вклад в понимание закономерностей истории. Грегори Реталлак – профессор    Орегонского университета  несколько лет заинтересовался почвами, на которых стоят древнегреческие храмы. И вот к чему это его привело.

Автор исследовал взаимосвязь между 84 храмами классической Греции (480-338 гг. до н.э). расположенными в материковой Греции, на нескольких островах в Эгейском море и Кипре, и почвами, на которых они были построены. (рис. 1). Помимо почв исследовалась геология, ориентация храмов, и растительность.

 

Рис. 1. Схема храмов, которые были исследованы (черные кружки) и которые намечены для дальнейшего исследования (светлые кружки). На схеме отмечены также места, в которых находятся храмы.

 

 

Греция неровная -  29% территории страны находится  выше 800 м, 49 процентов составляют земли  с наклоном не менее 10%. Почвы там разные – от аллювиальных в долинах рек до подзолистых и черноземных (далее будут примеры).  Существенно, что почвы можно характеризовать по их развитости, плодородию.

 

Так вот, существенный результат – ассоциация божеств, которым были посвящены храмы, с типом почв, и, конечно, с типом вегетации на них.

На рис. 2 показана эта связь.

 

Рис. А. Степень развитости почвы и ее глубина в связи с посвященностью храмов божествам. B. Степень развитости почвы и ее тип в связи с посвященностью храмов божествам. C. Посвященность храмов божествам и растительность.

 

Я привожу также таблицу (табл. 1), которая показывает связи между божествами и почвами, позволив себе лишь дать вместо специальных названий почв  более привычные российские эквиваленты. Понятно, что почва обуславливает и характерную растительность, а та также связана с возможностями ее хозяйственного использования.

 

Табл 1. Божества, почвы, растительность.




 

  

Рис. 3. Иллюстрация связи почв и храмов.

 

В результате профессор Реталлак пришел к замечательному виду детерминизма – обусловленности культа бога почвами - через   хозяйственные условия, через аграрную экономику, поскольку поклонение божеству было связано с той деятельностью, которой оно покровительствовало. И тогда, когда аграрная деятельность была невозможна или становилась не основной, се равно возникающее занятие и, соответственно покровительство божества, сохраняло черты  того же детерминизма. Автор  сформулировал эти связи.

Храмы Афины и Зевса – городские жители.

Так, храмы городских жителей были посвящены Зевсу и Афине. Храмы Афины располагались на высоких местах, храмы Зевса в долинах на возвышениях. В том и другом случае выбор места задавался стратегическими соображениями, не плодородностью почвы. Геродот цитирует персидского царя Кира, который говорил в подобном случае: «Мягкие земли растят мягких мужчин. Твердые мужчины и прекрасные фрукты растут не на такой земле».

Храмы Артемиды и Аполлона – охотники.

Расположенные по всей Греции на местах от гор до морей, они объединены почвами, которые неплодородны, содержа мало органического углерода, тонки по структуре,  ярко окрашены, поскольку включают в себя выветренные минеральные породы. Это почвы не земледельцев, но охотников, храмы Артемиды и Аполлона расположены вне поселений. Эти занятия относятся к раннему периоду существования Древней Греции. Платон жаловался, что когда-то и эти почвы были более богаты, но вырубка лесов привела к эрозии почв, вымыванию относительно плодородных слоев. 

 

Храмы Гермеса и Геры – пастухи.

             Почвы глинистые, пригодные больше для занятий скотоводством. Следы культа коровы отражены в  имени Геры - волоокая.

Храмы Деметры и Диониса -  земледельческие семьи

Наиболее богатые, годные для выращивания пшеницы почвы, служили важным источником питания  для всей Древней Греции. С ними связаны культы богов Деметры, заведшей культивацию пшеницы, и Диониса, аналогично принесшего грекам виноград.  И они  подвергались эрозии, которая в данном случае приносили куда большие неприятности..

Храмы или святилища Ареса, Гефеста,  Гестии – земледельческие общины

Расположенные по рекам долины плодородной земли, намываемой реками во время разливов. Требовали, однако, коллективного освоения, поскольку эти земли нуждаются в орошении в сухой период..

Храмы Посейдона и Афродиты - рыбаки.

Расположенные на побережьях, они связаны с рыбацким промыслом, поскольку прибрежные земли содержат много песка, известковых пород и соли, для земледелия пригодны мало. Но зато эти территории благоприятны для занятий рыболовством и местные жители компенсируют им невозможность обрабатывать землю. Собственно, и моряки и купцы естественным путем возникают из рыбаков, так что приморские земли социально важны для развития общества.

Храмы Аида и Персефоны – отшельники.

Эти храмы расположены в крайне бесплодных местах, связанных, как предполагалось, с входом  подземный мир. Но, собственно пустынные места хороши и для пиратов.

 

Таким образом, греческий политеизм (многобожие) отражает не только разные занятия, но и разнородность общества (воины, земледельцы, пастухи, рыбаки, купцы, отшельники, и разные периоды развития общества. Идея замечательная.


Занятная статья почвоведа. Вывод довольно тривиален - что храмы разных божеств служили разным функциям и потому земледельцы поклонялись одним богам, а охотники другим. Но подход как-то в голову легко не приходит. Надо ж - это ведь и в других странах можно отслеживать местных божеств
Тривиален, но все же неожиданен - значит, не так уж и тривиален.
Мы не ждем, что религия тоже сильно зависит от экономики.

По-моему, сам автор немножко схитрил, он не стал рассматривать древнегреческие колонии. Дело в том, что приехав на новое место из определенного города, колонисты часто привозили и привычный культ. А вот экономика нового поселения могла складываться совсем иначе - условия-то были иные, открывались иные возможности и новые занятия. Там, правда, часто рождались новые культы.
Спасибо. Вот это правильная историческая география.
Несколько натянутой выглядит соотношение Геры со скотоводством. Эпитет волоокая и изображение в виде коровы отнюдь не делают из божества покровителя скотоводства. Иначе как объяснить эпитет Волчий и изображение в образе волка для того же Зевса. Вероятно для Геры нужно искать иные причины отнесения к тому же локусу, что и Гермеса.
"На зооморфное прошлое Геры указывает ее эпитет у Гомера и Нонна Панополитанского - "волоокая", приносимые ей в жертву коровы, почитание Геры в Аргосе в виде коровы, при этом Зевс также одно время мыслился в образе быка".
Зевс мыслился также в образе лебедя, дождя, камня и упомянутого уже волка. Коровы приносились в жертву не одной только Гере. Эпитет "волоокая" может быть просто эпитетом.
Я не утверждаю, что зооморфного прошлого у Геры нет - связи с животными имеются у всех греческих богов. Я против того, чтобы соотносить Геру с пастушескими богами на основании одного только эпитета одной только богини, игнорируя зооморфные ипостаси остальных богов. Почему не учтены тогда соотношения Аполлона с волком и Артемиды с медведицей? Почему не учтена связь Зевса с волком? И какая может быть связь у названного "городским" Зевса с волком?
Концепция интересная, но для установления причины отнесения Геры и Гермеса к одному локусу требуется консультация грамотного специалиста по греческой мифологии.
Ну, а Мифологической энциклопедии недостаточно?
Там о связи Геры с культом коровы пишут достаточно подробно.
Вполне достаточно. Связь Геры и коровы определяется по многим источникам. НО! Считать ТОЛЬКО на этом основании Геру божеством пастушеским и соотносить её с Гермесом - на мой взгляд некорректно. Нужны иные основания, более глубокие с мифологической точки зрения.
Ну, ей, скажем жертвует коров Гериона, которых добыл Геракл, Эрисфей.
Ешё раз.
1. Соотнесение Геры и коровы прослеживается по многим источникам.
2. Отнесение Геры - божество семьи - на основании связи с коровой к той же группе, что и Гермес (причём его тоже очень смело называют богом пастухов) выглядит весьма натянутым.
3. Поскольку факт соотнесения Геры и Гермеса установлен на основании расположения их храмов в одном месте, для этого соотнесения следует искать ДРУГИЕ основания, помимо "волоокости", коровьих жертв и пр.
И еще я как-то шутки ради сопоставлял восточный гороскоп с зооморфной атрибутикой некоторых греческих богов и духов - http://aldanov.livejournal.com/78203.html
Оказалось, что они все там есть на неплохих ролях.
спасибо
очень занимательно!
Даже некоторая дискуссия вокруг этого поста образовалась:
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1553989.html?thread=77124165#t77124165

могли бы Вы сделать перепост в комьюнити?
http://community.livejournal.com/enigmatic_past/profile

там так мало в последнее появляется тематических записей!
спамеров зато хоть отбавляй... обидно - а Ваши наблюдения о Древней Греции - самое в точку!
очень бы хотелось узреть их и там тоже.

(если вдохновитесь перепостить какой-то из давнишних постов - скажем спасибо!
You're allways welcome!)
Re: спасибо
Ладно, хотя исходная статья богаче, конечно. Я вынужден был кратко ее переводить, выборочно.
А так, у меня, в общем-то, проблемы избытка материала.
К примеру, я хочу написать несколько таких рефератов -
разведка и шпионаж в Древней Греции,
древнегреческая стирка,
о научной революции у греков дать серию очерков,
сексуальная революция в древнегреческом обществе - ну, это хоть сегодня может появиться, единственно, хотелось черпнуть поглубже.
Надо закончить тему серебряных и золотых рудников в Древней Греции и идентификации монет и ювелирных изделий из них.
В общем-то, всего этого даже слишком много, поскольку есть и другие темы.
Просто волшебно!
* разведка и шпионаж в Древней Греции,
* древнегреческая стирка,
* о научной революции у греков дать серию очерков,
* сексуальная революция в древнегреческом обществе

...!нет слов!...
как гласит древний народный анекдот - "ОХРЕНЕТЬ - ДАЙТЕ ДВЕ!"

ну, в смысле, просьба о перепостах Вами этого сокровища вот сюда: http://community.livejournal.com/enigmatic_past - стала ещё актуальнее!
буду всячески признателен!
Re: спасибо
А можно ознакомиться что у Вас получилось с темой разведка и контрразведка в Древней Греции ?
Re: спасибо
Пока нет. Но набросков уже немало. Есть хорошая книжка, в котором пересказываются все возможные источники на эту тему. Я ее начал читать, но как-то другие дела отвлекли.
У меня вообще много работ сделанных наполовину, но этот продвинутый текст - уже обещание, что доведу его до конца. Думаю, что в ближайшие 2-3 недели смогу ее сделать.
Re: спасибо
Спасибо за ответ ! А что за книга можно ли выходные данные ? Я видел только в Минске выпущенную некую книгу про Спецслужбы Древнего Рима (на русском) да во Львове в Издательстве Кальвария выходила книга Разведка и другие тайные службы Древнего Рима (но не Греции :-() на украинском языке. А тема интересует. Заранее спасибо за ответ.
Re: спасибо
Frank Santi Russell. Information gathering in classical Greece. The University of Michigan Press. 1965
Re: спасибо
Еще раз спасибо. О литературе на языках я не подумал. В силу ряда причин в первую очередь меня интересуют статьи или книги на тему разведка, контрразведка в Древней Греции и Древнем Мире на русском языке - я пока нашел только одну целиком посвященную этому книгу правда скорее популярно-компилятивного характера (я уже писал о ней - издательства Харвест, Минск) и на украинском одну - буду очень благодарен если Вы подскажете мне еще какие то известные вам источники и дадите свои оценки им, можно и на языках - английском, французском, польском, итальянском, немецком. Известны ли Вам серьезны специалисты по античности которые знают хорошо этот вопрос - как наши так и иностранные ? Или же специалисты из сопряженных областей - военной дело античности, государство и право античности читая которых можно было бы настричь фактов и оценок ?


Re: спасибо
Ну, наверное, специалисты есть всякие. Главный источник, конечно, это тексты времен Древней Греции.
Кое-что я нашел, пока собирался немного написать о разведке. Логично, что греки со своими купцами и общими интересами на огромной территории, собирали и обрабатывали информацию самого разного плана. Мы можем себе представить, кто был в ней заинтересован, и где могла собираться информация. К примеру, Афины имели свою библиотеку, Александрия.
Но я не хотел бы выкладывать все, что пока накопил.