aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Квадратные нимбы.

Такие встречаются - реже в православии, чаще в западной традиции.Несколько примеров:


Вмч. Димитрий с донаторами, еп.Иоанном и эпархом Леонтием. Мозаика ц. вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в.
Св Дмитрий Солунский  с неизвестным дьяконом
  Воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
 

 
Изображение папы Иоанна VII (705-707), мозаика в базилике св. Петра, Рим. (Gotte Vaticane).
До 707 года.  Византийское влияние в стиле тут очевидно, возможно с византийского образца взят и символ квадратного нимба.
 


Папа Лев  III. (795-816)
Mosaics in Hall (Triclinium) of Leo III of Lateran Palace (798/799)
 
  
Папа Пасхалий  I (817-824),  Santa Prassede, Rome.
Мозаика над дверью в часовне св. Зенона, с матерью Теодорой  (квадратный нимб).
Mosaic over the door inside the Chapel of St. Zeno, with half-length figures of mother Theodora (with square nimbus indicated she was living at the time), Prassede, Pudenziana, and Agnes.  



Папа Виктор III, во время изображения еще Дезидерий из Монтекассино (1086-1087)
Desiderius of Montecassino, later Pope Victor III
Codex Vaticanus Latinus 1202, folio 2r, 11. century.

 
Квадратные нимбы в 8-12 вв. в западной традиции достаточно часты.

Что означает символ?


В интересном очерке о символике нимбов новгородский ученый  В. С. Кутковой пишет:

"Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): “Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и “Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о “квадратных” (guadrata). И он был не ироничен. Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение “квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате “Риторика” он отмечает: “Является метафорой называть хорошего (αγαθος) человека – четырехугольным”. У Платона в “Протаторе” читаем: “Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин “совершенный” как “четырехугольный по рукам, ногам и уму”[16]. В христианском сознании число “4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.

По унаследованной еще из Древней Греции традиции, стихия земли символизируется кубом, а стихия огня – шаром. На плоскости куб и шар изображаются в проекции как квадрат и круг. Отсюда нимбы часто представлены высоким рельефом в виде золотой сферы вокруг головы (см. псковскую икону “Архангел Гавриил” из ГРМ). Да и в иконах нового времени, дружно одетых в роскошные “ризы”, нимбы делались сферами еще чаще.

Получается интересная цепь: Au (лат. Aurum – золото) – aureolus (ореол) – аура – нимб. По всей видимости, нимб иногда и воспринимался своеобразным подобием ауры, если исключить из нее все оккультные аксессуары.

Итак, приходим к заключению, что четырехугольный нимб в византийской иконографии свидетельствовал прежде всего о земном времяпребывании человека...Прямоугольный нимб в православном искусстве – крайняя редкость. Это связано, очевидно, с тем, что не так уж и часто в храмах изображались люди при своей жизни".

А откуда взялся символ квадратного нимба, где он возник исторически?
Г. Ладнер в своей книге (Gerhart B. Ladner, Images and Ideas in the Middle Ages: Selected Studies in History and Art, 2 vols. (Rome, 1983) пишет, что,  возможным исходным пунктом заимствования был греческий Египт, Александрия, и что греческие гностики осознали поздние египетские обычаи портретировать мумии, именно как содержательную процедуру, обозначающую совершенство, греками связываемое с квадратом.
В Риме, который был далек от гностических практик, эта символика показалась лишь указанием на   рамку картины, на то, что данный человек жив и что это его портрет.
Впрочем, это предположения, пусть и обоснованные. 

 
 
Tags: История Европы, Символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments