aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Несколько византийских эмалей

  Перегородчатые эмали, изобретённые ещё в VIII в. в Византии, достигли расцвета в XI—XII вв. Перегородки нужны потому, что минеральная краска плавится прямо на поверхности и, чтобы краски не смешивались, тонкие золотые или перегородки припаивали по контурам рисунка. В каждую из образовавшихся ячеек засыпали порошок нужного минерального красителя с кварцевым песком и нагревали до высокой температуры. Порошки расплавлялись, и все ячейки оказывались заполненными ярким блестящим стекловидным веществом. Эффект увеличивался полировкой поверхности


 




Кончик указки, размеры 2.5 x 1.3 cm Конец 11- первая половина 12 века. Пример очень тонкой работы c c с очень мелкими деталями. Константинополь. Перегородчатая эмаль, золото.
Source: Tip of a Pointer [Byzantine (Constantinople)] (1997.235) | Heilbrunn Timeline of Art History | The Metropolitan Museum of Art



Браслеты с перегородчатой эмалью. 8-10 вв. Один приводится в большем увеличении.
Museum of Byzantine Culture in Thessaloniki
 



Плашка со св. Петром, 11 в. Перегородчатая эмаль, золото. 3.5 x 1.8 x 0.1 cm
The Metropolitan Museum of Art



Ставротека, хранилище для реликвий, около 800 года, Константинополь.
Перегородчатая эмаль, серебро, золото. 2.7 x 10.3 x 7.1 cm
The Metropolitan Museum of Art

Редкий пример - танцующая девушка. 

Церковная подвеска и заколка (?).
ca. 1080–1150, Константинополь.
Размеры 4.9 x 2.4cm и длина заколки 5.1cm




Медальон со св. Иоанном из оправы иконы
Около 1100 г, перегородчатая эмаль, золото. Диам. 8,3 см.
 
И несколько эмалей из других моих очерков:

 
Пуговка или подвеска, примерно 900-950 гг, размеры 3.2 x 2.9 см.
 




 
Иконка с Христом вседержителем и Девой Марией. Сделана в Константинополе в 1100 году. Размеры 3.3 x 2.4 x 0.2 см

Икона св Архангелом Михаилом, Константинополь 12 век.

Silver gilt on wood, gold cloisonné enamel, precious stones, 46.5 x 35 x 2.7 cm. Basilica di San Marco, Venice, Tresoro, inv. no. 16.  

Вообще-то участие венецианцев в грабеже Константинополя сделало Собор св. Марка крупнейшим хранителем византийских ценностей. Вот еше из того же источника:

Четырехлепестковый медальон с фигурой архангела Михаила
10 – 12 век
Золото, драгоценные камни, жемчуг; гравировка, перегородчатая эмаль
Собор Сан-Марко

Венеция, Литургическая чаша, 10 век
Сардоникс, золото, драгоценные камни; резьба, перегородчатая эмаль, гравировка, эмаль. Собор Сан-Маркo, Венеция
Оправа датируется 959 – 963 годами, а сама сардониксовая чаша относится к 1 веку н. э.

О значении эмали, как ценной ювелирной техники, говорит и их использование в коронах, которые византийские императоры посылали венгерским королям (и не только этим правителям, вероятно, но сохранилось не все):
Корона святого Стефана (Иштвана) , первого христианского короля Венгриии. Это так называемая "греческая корона" -она   была принесена в дар Венгрии византийским императором Михаилом VII Дукой (1071 - 1078). Золото, сапфиры, драгоценные камни, жемчуг; перегородчатая эмаль . Национальный музей,  Будапешт.



Корона Константина IX Мономаха . 11 в. Золото, эмаль . 
Высота 11,5 см; ширина 5 см (центральная панель)
Национальный музей
Будапешт

Для нас важно то, что уже в 11 веке в Киеве началось производство собственных эмалей, а в 13 в Западной Европе эмали стал производить Лимож. Это маркеры учебы у Византии.
Tags: Византия, технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments