aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Королевские кресты, линзы и плагиат ювелиров. Часть 3.

Окончание.

 Что касается "плагиата". Собственно,  это и в самом деле скорей цитирование. Пост-античные ювелиры как бы открыто признавались, что так хорошо камею им уж не сделать. Инородная, казалось бы, деталь становилась украшением их работы, и даже ее центром, как в случае креста Лотаря.
Хотя немного более простые камеи византийцы делать еще умели и их тоже "цитировали".
Есть  хороший пример такого рода - немецкая брошь с византийской вставкой, которая относится как раз к тому же интересному времени - концу X века:
Звездообразная брошь второй половины X века со вставкой византийской геммы из сапфира 4 века

Star-Shaped Brooch with IntaglioЮ second half of 10th century (setting); intaglio A.D. 337–350
Ottonian (Rhineland (?)) (setting); Byzantine (intaglio)
Star sapphire, pearls, gold 
Dimensions
Overall: Diam. 4 11/16 x 3/4 in. (Diam.11.9 x 1.9 cm) 

Короче, всему немцы понемногу учились, и даже "цитированию". Потому скоро и их ювелирная работа достигла приличного уровня. Но учеба у византийцев касается не только немцев. О русской учебе у византийских мастеров поговорить еще интересней.

Русский след.
Как выглядела корона Олега Святославовича? Вероятно, как византийская на этой мозаике.

Приключения византийской принцессы и ее ювелиров, и даже их изделий при дворе оттоновской династии имеют для русского читателя интерес академический.  
Куда интересней становится, когда этот частный случай начинает бросать отсветы на русскую историю, с которой у нее в том времени обнаруживаются несомненные параллели. Взглянем на них:

1. Оттон I отнял у Византии Апулию и предлагал вернуть ее, но требовал невесту из правящей византийской династии, желая тем укрепить  положение собственной династии.
Князь Владимир после захвата Корсуни в 988 году соглашался на мир и возврат города в обмен на женитьбу на византийской принцессе Анне. Византийцы выставили в качестве дополнительного условия крещение Руси и Владимир согласился и на это условие.

2.  В том и другом случае речь шла  Анне (род. 963, ум. 1011/12), дочери императора Романа  II, и сестре   императоров-соправителей Василия II (правил 976—1025) и  Константина VIII (976—1028). Правда, во времена Оттона они еще и не родились, а во времена Владимира были малолетними.

3. Удивительно, что принцессу, которую немцы просили   в жены Отто II,   отдали за русского князя Владимира, а немцам дали Феофанию, которая, как я уже упоминал, была более дальнего родства с правящими византийскими династиями.  К ней же будто бы сватался и франкский наследник Роберт Капет. Этот брак, будто бы предпочитающий русского князя по рангу, был совершен вопреки принципу, которые дед Анны передал сыну - не выдавать дочерей за варварские народы. Объяснение состоит, вероятно, в ценности крещения русов.
Вдобавок Рюриковичи признавались монархами. Из чего следовала и посылка короны в подарок, и иных символов власти. Выше мы видели примеры корон, которые венгры получили от византийских правителей. Как выглядела корона Владимира? 



Вот изображение Владимира на  сребениках в короне, а также со скипетром - в одном случае со скипетром(?)-трезубцем, в другом более привычной формы, но трезубец находится на обороте..
Из чего состоит корона? Видны отдельные части, на втором и третьем  сребренике они расположены в три яруса и у короны есть еще и подвески. Они вероятно, соответствуют частям, которые есть на сохранившихся венгерских коронах - это иконки-эмали. По своей структуре корона Владимира больше соотвествует короне св. Иштвана (Стефана) или византийской короне с мозаики выше, у которой нет крестика - если б ее перерисовывали на сребреник, она выглядела бы, наверное, аналогично.



4. Как и в случае с Феофанией, Анна, конечно, отправилась к будущему мужу со свитой, имевшей и ювелиров. С этим и связывается, вероятно. заметный прогресс в ювелирных изделиях Киевской Руси в 11-12 вв.
В музее Метрополитен есть немало  интересных эмалей, которые связаны с этим временем. Это, в  первую очередь, серьги с перегородчатыми эмалями, место изготовления которых - Киев.
 
 

One of a Pair of Temple Pendants, with Busts of Male Saints Holding Martyr's Cross (front) and Leaf and Rosette Motifs (back)11th–12th century Made in Kiev
Kievan Rus'
One of a Pair of Temple Pendants, with Confronted Birds (front) and Human Heads (back)11th–12th century Made in Kiev

Temple Pendant with Two Sirens Flanking a Tree of Life (front) and Confronted Birds (back)
11th–12th centuryMade in Kiev
То ли ювелир Анны был мастер и педагог лучшего уровня, то ли ученики оказались лучше, но мастерство эмали было усвоено в Киеве и двинулось дальше на север.

Но эмаль - это лишь маркер. И филигрань тоже вполне успешно была перенята в Киеве:
Серьга с филигранью, серебро, чернь, (5.1 x 5.5 x 1.6 cm)
Temple Pendant with Filigree Border, 11th–12th century, Made in Kiev, Kievan Rus' Silver, niello
 
Такие результаты может принести интерес к технологиям и их переносу. Стоит интересоваться всеми контактами Византии, чтобы восстановить утерянное, представление о нем.
Можно даже, исходя из короны св. Иштвана и представлений о киевской ювелирной школе, созданной византийским мастером, восстановить (ну, до определенной степени правдоподобия, конечно), корону Владимира Святого.
 
 
Tags: Византия, Русская история, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments