aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Окрашенные скульптуры Древних Греции и Рима.

Античное искусство воспринималось современниками иначе, потому что выглядело по-иному.
Таким: молодым, свежим, ясноглазым выглядел для современников не только император Калигула, но и его мраморное изображение.

 
В древней Греции и Риме обычно красили статуи - и известковые, и мраморные.
Пигменты были минеральные, носитель органический. Он вероятно, обеспечивал  адгезивные свойства такого красителя (связь с поверхностью,  липкость, проще говоря). Но такая окраска со временем теряла устойчивость, потому что органика неизбежно разрушается бактериями. И оставшийся пигментный слой при колебаниях температуры  осыпался,   и потому древние статуи казались потомкам совсем неокрашенными. Конечно, со временем обратили внимание на следы пигментов, особенно, когда такие предметы обнаруживались при раскопках. И окраска античных статуй стала общим местом.
Но, даже когда об окраске статуй настойчиво напоминают специалисты, все же представить ее себе сложно. Человеку нужны визуальные впечатления.

Голова бюста Калигулы - оригиал, потерявший краски и восстановленная копия, совмещенные на одном рисунке

Восстановить первоначальную окраску по следам красителей, однако, можно (хотя и вопрос, насколько точно) и это делает исследовательская группа из Гарвардского университета, первоначально начавшую свою работу в музее Артура Саклера данного университета.  Главный энтузиастом проекта был немецкий специалист профессор Винченц Бринкманн, разработавший методику работы.

Результаты ее были представлены на выставке "Gods In Colour: Painted Sculpture of Classical Antiquity", которая, начав свой путь в США, гостит в разных странах Европы.
Летом она была в Берлине в известном Пергамском музее.  Там можно было видеть окрашенные античные скульптуры и барельефы. Конечно, исходные объекты не трогали, реконструкции (более 20) представлены окрашенными копиями.



Троянский лучник (Парис, вероятно) на западном фронтоне храма Афины Афайи на о. Эгина. 
ок. 490-480 до н.э., мрамор, общая высота ок. 147 см
На фото с ультрафиолетовой подсветкой видна структура рисунка и его детали. Ультрафиолетовое освещение позволяет выявить и малые количества пигмента.


Лев из Лоутраки, Греция, около 550 г. до н.э., известняк, высота 53 см  Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen
Так выглядела реконструированная окраска.  Ярко синий и оранжевый были, по результатам исследования, цветами этого льва.

Могильная стела в Парамифии, ок.380-370 до н.э., мрамор, высота 92 см - реконструкция и изображение в ультрафиолете, которое позволяет выявить детали рисунка. Staatliche Antikensammlungen und Glyptothek, Munich. Как мы видим, даже погребальная стала была исполнена в веселых тонах.





Голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. И тут ультрафиолетовое освещение выявляет тонкую струкуру. 
 
 
Пеплос Коры и его тонкие детали,  530 B.C.; мрамор, высота117 см; Akropolis Museum, Athens
 

В общем-то, приятно видеть результат интересной и важной работы. Только есть некоторое сомнение в деталях.
С искусством мозаик или росписей на вазах такие изображения вступают в некоторый конфликт - не слишком ли аляповата такая окраска, не слишком ли лишена гармонии, так характерной для древних греков, если судить по другим образцам (еще есть глиптика, ювелирные изделия)? 
Тонкость тут вот в чем. Реставраторы использовали, как я понимаю, один оттенок красителя и самый яркий. Но яркость зависит как от количества пигмента, так и от добавок, модифицирующих оттенки цвета. Можно предположить, что все же исходные изображения были в большей цветовой гармонии.
Но это вопрос для дальнейшей работы, наверное.

Цветная реконструкция саркофага Александра Македонского, ), около 320 г. до н.э.
marble, height of friezes 58 cm; Istanbul, Archaeological Museum

Источник -  http://www.archaeology.org/0801/trenches/colorgods.html
 
Tags: Великая Древняя Греция, История Рима, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments