aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Древние корабли. Финикия

Существует интересная статистика найденных в Средиземноморье кораблей по векам крушений (рис 1). Она должна бы выражать интенсивность мореплавания (с поправкой на надежность корабельных конструкций и профессионализм моряков, которые для каждого периода свои, а также на  обследованные участки дна).

 
Рис.1. Количество найденных затонувших кораблей по векам крушений. 

Как мы видим, интенсивное плавание началось примерно в 6 веке, и было оно делом опасным.
 А самый ранний корабль Средиземноморья  в графике не учтен, потому что он найден на земле, в Египте, и относится к о времени 3000 лет до н.э., как и еще несколько кораблей, хранившихся в пирамидах.

Потом находят корабли минойские (т.е. принадлежащие цивилизации с острова Крит) и финикийские. Что касается финикийских кораблей: несколько найдены вблизи Ашкелона (Газы), то есть исходного порта для финикийцев, несколько вблизи  близких пунктов побережья. Иногда о находке корабля судят только по найденному грузу, сам корабль может и не сохраниться, будучи разбит и растащен подводными течениями и засосан песком. 
В случае с двумя финикийскими кораблями, найденных возле Ашкелона и отнесенных примерно к 750 г. до н.э., обнаружили огромное количество дощечек, на которые они развалились (рис.2)




Рис. 2. Обломки двух финикийских кораблей, условно названных Элисса и Танаис. 

 
А вот относительно хорошо сохранившийся финикийский корабль 7 века (верней, его днище) найденный вблизи побережья Мурсии, Испания (рис. 3) в 2002 году, уже выставлен в музее (рис. 4)
Рядом найден еще один, но он сохранился плохо.




Рис 3. Длина корабля примерно 20 метров (сохранилось днище, потому делается поправка на длину надводной части.. Примечательно, что   небольшой корабль с грузом слоновой кости, слитков свинца и меди, некоторой керамикой проплыл все Средиземное море.


Рис. 4. Финикийский корабль из Мурсии в музее.

Спустя примерно 300 лет изображение финикийского корабля появилось на красивой монете Библоса


 Рис.5. Тетрахма Библоса, около 370-350 гг. до н.э., 13.2 г.
Изображение финикийского весельного корабля: три воина-гоплита с круглыми щитами и в шлемах плывут на корабле, украшенном головой льва. Внизу морской монстр гиппокамп (конь-морской конек-змей). На обороте лев, напавший на быка.  Корабль, заметим, военный, раз на нем воины.

Несколько раньше, на мелкой монете-предшественнице, корабль изображался похоже (рис. 6)\ но воины были не так явно выделены
Рис. 6. Четверть драхмы  около 425.-375 г. 0,77 г.

Узнаваемо выглядит частично барельеф с финикийским кораблем, изображенным в Ассирии примерно в начале 8 веке (рис. 7):


Рис. 7. Попытка достроить картиную 
 
Phoenician Ship From 800 BCE Stone Relief Sculpture

Есть еще изображение финикийского корабля на саркофаге 2 в.  н.э (рис. 8), то есть это плюс еще 500-550 лет  в сравнении с монетами и плюс 900-1000 лет в сравнении с ассирийским изображением.



Рис. 8 Финикийский торговый корабль

И большую симпатию вызывают те энтузиасты, которые пытаются воспроизвести технологию строительства финикийских кораблей (рис. 9)




Рис. 9. Новодел-финикиец от начала и до конца

Интересен вопрос, от кого греки переняли свои корабли - от критян или финикийцев?
К этой теме я рассчитываю еще вернуться
 
Tags: Великая Древняя Греция, История Ближнего Востока, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments