Польско-литовские татары

В землях Великого княжества Литовского первые татары появились в начале 14 века.
Но главные события татарской колонизации произошли во время правления великого князя Витольда в 1392-1430 годах, когда на землях Великой Литвы поселилось до 50 тысяч татар, главным образом бежавших от Тимура после разгрома Золотой Орды. Примерно тогда там якобы появились и дети Мамая, от которых произошел род Глинских.
Принятию татар особенно способствовало успешное совместное выступление уже поступивших на литовскую службу татар и татар пришлых, во главе со старшим сыном Тохтымыша Джелаль-эд-Дином, на стороне Литвы в битве при Грюнвальде в 1410 году.
Первые большие поселения татар были у Тракая на реке Воке и у Гродно на реке Лососне (до 400 чел.). Татары должны были беречь границы с Орденом крестоносцев и охранять города. Им разрешалось иметь мечети, брать в жены местных женщин и воспитывать детей от них в мусульманской вере. От налогов татары освобождались. Взамен требовалась служба на своем коне, на свои средства и с собственным оружием в случае военной необходимости. Такое  положение сохранилось и в Польско-литовской унии.
В 15 веке также продолжалось поступление татар на службу, а также усаживание татарских пленников, которые обычно становились кожевенниками, возчиками, торговцами, садоводами. Пленников частно крестили насильственно, и они быстро растворялись в среде окружающего населения.
Но и служилые татары оставляли свой язык и переходили на польский или русский, сохраняя лишь религию и принадлежность к военному сословию.
Татары в Великом княжестве Литовском (Литва и Белоруссия) во второй половине 16 века-первой половине 17-ого. Основные поселения первого периода на территории Белоруссии.
Служилые татары бились с крестоносцами, шведами и русскими, нередко встречаясь в бою с татарами на русской службе. Билсь онии с крымцами, которых они не считали братьями, но разбойниками: «Не аллах, ни пророк не велят вам грабить, а нам быть неблагодарными: мы считаем вас разбойниками, и убиваем своими саблями не братьев, а ничтожества».
Поскольку татары селились компактно, то  сохраняли воинскую структуру в организации поселения. Другой важной чертой было то, что поселение было одновременно джемиатом, мусульманской общиной, и важную роль в ней  играли имамы, священники мечетей, исполнявшие роли судей и старост. Число документированных мечетей – 30, но хроники говорят о 60-100. Если в само деле в Литве поселилось 50 тыс. татар, то тогда минимально на мечеть приходилось до 500 мусульман.
Со второй половины 16 века прежняя военная организация  распалась, многие татары потеряли свою землю и служили наемниками у к магнатов или в королевском войске.
В 15-ом-начале 16-ого вв татары поселились в польском Полесье (Tykocinи Knyszyn), основав, к примеру, деревню Tatary. Вторжение шведов в 17 веке сильно изменило характер расселения и значительная часть татар покинула этот район, поселившись на Волыни.Более восточная часть татарских поселений в польско-русской войне пострадала еще больше и также оставила свои территории, переселившись на Украину.
С 1667 года Польско-Литовское государство воевало с Турцией. Татары, служившие в войске, назывались в это время «липки». Поляки решили сэкономить на татарах, которым они не платили жалованья несколько лет, и в 1671 году постановили выдать лишь его четверть. В ответ все татарские отряды в 1672 году перешли к туркам. Остались лишь «липки» на службе у Литвы. Потеря оказалась весьма болезненной.
В 1674 году Ян Собеский сумел клонить татар, которым турецкая служба показалась слишком деспотичной, к возращению, а Сейм дал им амнистию, вернув все привилегии. Был в 1679-ом также решен спор о долге. Поскольку польская казна была пуста, то татарам вернули старые земли у Гродно и Белостока и дали поместья из королевских владений. В 1679-ом, в частности,  появились  деревни Bohoniki, Kruszyniany, Malawicze, Górne, Łuźany, Drahle (граница современной Польши).
В Литве татарские деревни сохранялись дольше, но там активней  шел процесс ассимиляции. Многие литовские татары стали литовскими и польскими дворянами.
Татары в Польше.
Татары в Литве.
Фамилии дворян-татар на польской службе 17 века - Aldukiewicz, Baranowski, Bazarewicz, Chalecki, Jabłoński, Kryczyński, Krzeczowski, Ledziński, Łoś, Sielecki, Michalowski, Mucha, Olejowski, Popławski, Rudziewicz, Seweryn, Skirnut, Smolski, Sokolowski, Talkowski, Wilczyński, Zabłocki.
Регистр 18 века: Aleksandrowicz, Assanowicz, Azulewicz, Buczacki, Dawlaszewicz, Murawski, Jasiński, Romanowski, Safarewicz, Sobolewski, Sulimowicz.
Дальнейшая история татар, освещение которой потребовало бы много места,  тесно связана с историей Польши, которой они были верны, хотя большая часть постепенно растворилась в польском населении.
В первой республике жило 6000 татар, в Литве 1000.
Интересные книги по истории родов татарского происхождения:
S. Dziadulewicz, Herbarz rodzin tatarskich w Polsce, Wilno 1929.
Stanisław Dumin Herbarz rodzin tatarskich Wielkiego Księstwa Litewskiego
1999
Ссылка на сайты польских татар
Фото:
А какой ислам у татар - шииты они или сунниты? По-моему, ни то, ни другое в чистом виде - что-то свое. "Ни мышонок, ни лягушка".
Так герой сухово-кобылинской "Свадьбы Кречинского" польский татарин-наймит значит...
интересно, что именно татаров с их степным комплексом вооружения поставили протиив крестоносцев...
а про книги, значит, ни слова. самое-интересное пропущено...
Да, книжки неплохо бы перевести, да издать в Казани.
Приятно ведь!
Оёёёй. Казань к нашим татарам не имеет никакого отношения.

Книжки - не гербарии, а “китабы“ (а также тефсиры, хамаилы и разное другое).

Татары благодаря матримониальной специфике за пару поколений утратили свой язык. Результатом этого стали десятки (зафиксированных и сотни утерянных) рукописных книг, религиозных и светских, писанных арабской графикой белорусским языком (со временем постепенно переходящим в польский - есть книги, где вообще неясно это уже или ещё). XVI-XIX вв.

Эти книги - жемчужины нашей цивилизации.
Казань имеет то отношение, что осколки Золотой Орды нашли себе применение в разных местах: часть в ВК Литовском, часть на русской службе, а Улу-Мухамед осел в Казани.
Татары из Литвы поступали на русскую службу, казанские тоже в большом числе окащались там же. Без общего взгляда на эту историю ее так просто не разобрать.
Мне численные оценки интересны почему?
Если действительно в Белоруссии 8 тыс потомков стародавних татар, то в сумме 12 тыс - оценочно, всего половина от первой волны.
Но примерно такая же волна татар попала и на русскую службу.
А потом еще больше.
Верно ли, что Грозный имел 100-200 тыс татар?
Я вообще по цифрам не специалист. Под рукой только Паўль Зутер, Alfurkan Tatarski, Köln-Weimar-Wien, 2004, там пару слов в предисловии: Realistische Schätzungen über die Zahl der im 16. und 17. Jahrhundert im Grossfürstentum Litauen lebenden Tataren gehen von ungefähr 50 bis 60'000 Personen aus.

Все мои знакомые белорусские (=литовские/польские) татары ассоциировали себя с Крымом.

(Офф-топик: Вот был я недавно в Киеве, зашли мы в крымско-татарский ресторан на майдане Незалежности, а там девушка официантка молодая красивая говорила на крымско-татарском (я с коллегой был соответсвенной языковой ориентации). Мелочь, а приятно :)
Ну, в Крыму оказались многие - скажем, остатки Большой Орды были поглощены Крымом.
Однако, орда Улу-Мухамеда все же села в Казани.
Спасибо за цифрыЮ мне такой оценки не хватало.
А Вы не знаете, сколько татар-потомков тех первых переселенцев, сохранивших веру, живет в Беларуси?
Навскидку - тысяч 5-10. Я ещё помню татарское кладбище в Минске - Криницкие, Мурзичи, Александровичи... Его зачистили где-то к началу 80-х.

Помню, раз надо было выделать шкурки кроличьи. Поехал в Смиловичи, просто наугад. Зашел на татарскую улицу, спросил где. Тут же все показали, рассказали, приняли заказ. Про книги сказали - ээээээ, каб ты прыехаў у 60-я гады, ото ж тых кніжак было, нейкія людзі прыяжджалі і мяхамі вывозілі.

Я так думаю, сотни книг теперь где-нибудь в частных коллекциях каких-нибудь саудовских шейхов, которые нихера в них не понимают, потому что не могут прочитать...