aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Колонные станции Московского метро и их древние архитектурные предшественники.


Колоннада, как часть подземного сооружения, появилась задолго до появления метро. И, если б этот опыт больше учитывали строители Московского метро, некоторые станции выглядели бы иначе.
На фото - цистерна Феодосия, построенная императором Феодосием  между 428 и 443 гг. на акведуке Валента в Константинополе. Разымеры резервуара  45 на 25 метров, высота 9 метров, свод пооддерживают 32 мраморные колонны.
 

В дополнение к предыдущему моему тексту, в котором я искал предшественников станций метро с арочными потолками,  скажу немного, почему, с моей точки зрения,    колонные станции метро с плоскими потолками не очень-то прижились.  Какая нибудь Каширская просто режет глаз, а почему? Потому что это с первого взглда просто ниша, и, вдобавок, еще и с колоннами, которые эстетически  нее не вписываются.

Станций такого типа, особенно среди ранних,  не так уж мало, но главной линии они так и не создали:  она  складывается из пилонных и односводчатых станций, и  колонных станций с арочными потолками . То есть у этих станций арки или арочные перекрытия - более или менее общий принцип. Колоннады хороши  в больших открытых помещениях, а в подземке они  сплошь и рядом режут пространство на блоки, комнатки.  .И такие станции-"комнаты"  хотя локальных успехов и добились, но остались на периферии основных удач.

Почему только локальных? 

Взглянем на их ранние предшественники - античные подземные  резервуары и транспортные туннели.
Вот один замечательные пример  резервуар- Piscina Mirabilis, Кумы у Неаполя, часть 100-км акведука AquaAugusta, идущего к Неаполю от Серино, построен в 36-37 гг. н.э. 


Piscina Mirabilis, один из крупнейших водных резервуаров античности. Фото   ©S. Piras. Резервуар вытесан в вулканическом туфе, размеры 15 м высотой, длиной 72 метра, шириной 25 метров, объем 12. 000 куб. метров, то есть по своим параметрам это вроде станции метро, только выше.

Хотя резервуар вроде б и не предназначался для посещений, но он устроен, как какой-нибудь храм - пропорции поддерживаются высотой колонн и арочными перекрытиями, образуемыми колоннами.

Возьмем для сравнения станцию Парк Культуры - радиальная.


Старое фото станции с лампами, которые ныне заменены на более яркие. Эффект тесного помещения - за счет не очень высоких и плоских потолков. Колонны кажутся слишком массивными и приземистыми.


Станция метро "Сокольники получила Гран-При на Международной всемирной выставке в Париже  1937 году, удачей были светлые колонны из серо-голубого мрамора, сделавшие зал станции приближенным к надземному помещению. Но все равно, он оставляет впечатление комнаты. Не хватает высоты. Как не искал, не нашел ее точной цифры- 6 метров?

Стоит ее увеличить хотя б и немного - скажем, как в случае фото станции Комсомольская радиальная, где выбран ракурс с низше точки, путей, появляется эффект большего простора и гармонии. Впрочем, тут и сама станция, кажется, немного выше, и с потолок делали сегментным, чтобы не давить плоскость, и оборудовали галереям по сторонам - как-то ушли от прямогульного уныния.


 Увеличили высоту искусственно - станция Комсомольская-радиальная. И еще добавили две галереи с обоих сторон.


Еще один шедевр подземного строительства, на этот раз византийского: Цистерна  Базилика, построенная во времена императора Юстиниана в 6 веке, размеры 136 м на 65 м, высота 9 метров,  336 мраморных колонн - и вновь арочные перекрытия над колоннами.

И вот уже научившись на локальных полуудачах и удаче станции "Маяковская", строители Московского метра обратились к станциям, где колонна сочетается с аркой:


Старое фото станции Комсомольская-кольцевая демонстрирует уже иной принцип, в котором арка просто доминирует.  Мне лично нравится в этом фото  обстановка, более близкая к древним подземным аналогам.

Счастливо обнаруженный принцип даже попал на марку:



То есть, наконец, пришли к тому, что знали уже в античности: как можно организовать подземное пространство, как придать ему вид не подземного склада, но храма.

Не сказать, чтобы колонные станции с плоскими потолками после того исчезли - вспомним "Измайловскую", "Щелковскую", "Каширскую". Но это все, конечно, никакие не шедевры. И, если и возвращаться к нему, то только играя с необычными потолками, особенными материалами, освещением.
Tags: Технологическая цивилизация, меметика, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments