aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

История тайных умыслов и попыток их распознать.Часть 1

      Интересная   тема - история конспирологии. В ней самой   множество авторитетов. А вот история этой области изучена недостаточно. Не претендуя на ее раскрытие из-за недостатка времени на такую большую область, отмечу только некоторые важные исторические моменты. А также  взглянем на рейтинги конспирологических теорий на сегодня.

 

Древняя Греция и Рим.

 

Демосфен – отец конспирологии?

 

Самые понятные вопросы - Когда конспирологические идеи стали появляться, как развивались, когда становились особенно популярны, в каких обществах? – до сих пор не имеют достаточно ясных ответов, хотя в последнее время ситуация стала существенно меняться, потому что появляются все новые работы по теме.

 Ранняя форма тайного умысла в обществе - заговор о захвате власти. То есть она относится к  развитой социальной системе, где такая власть сложилась и имеет определенную легитимность. А вот любая деятельность по  разоблачению заговоров или не совсем понятных событий в обществе – уже использует идеи о возможной конспирации.  То есть такая контр- активность является конспирологической.

Чем дальше идет развитие, тем сложней социальная среда. Достаточно сложное общество чуть ли не автоматически порождает конспирологические идеи и делает их распространенными. Демократия же, с ее постоянной политической борьбой, способствует тому, что эти идеи чаще генеририруются вокруг политических установок и становятся предметом обсуждений – см., к примеру, книгу Джозефа Ройзмана[i] о конспирологии в Древней Греции.  В речах афинских ораторов классического периода очень часты были обвинения противников в тайных умыслах и заговорах. В частности, разбор возможных тайн был частью речей Демосфена. Период, к которому относится книга Ройзмана – 420-320 гг. до н.э.

 А Виктория Паган[ii] разбирает конспирологические идеи Древнего Рима, в особенности на примере речей Цицерона, комедиях Плавта и Теренция.

Интересно, что она противопоставляет историю и теорию с одной стороны – конспирологии с другой. История происходит от слова видеть, а теория -  от теоремы, то есть от акта обращения внимания, взгляда на доказательства.  Конспирология – принципиально говорит о тайных, недоказуемых умыслах, и, в отличие от теории, не упрощает ситуацию, но усложняет ее, говоря о доказательствах недобываемых.  Таким образом, политическое тайноведение от тех давних времен соревнуется с историей и ее теорией.

 

В Риме был постоянный объект для тайных умыслов и подозрений в них – рабы,  женщины и свободные иностранцы. Рабы и женщины были маргинальны:  не имели политических прав, и были вынуждены решать свои проблемы, используя других. Рабы замышляли против хозяев, женщины против мужей. Они могли быть также и участниками заговоров. Иностранцы, жившие в Риме, могли иметь цели дестабилизации империи.

Носителем конспирологических идей была римская элита, которой приходилось считаться с тайными умыслами.

 

Средние века и Новое время.

 

 Наследницей античности была Византия и ее часто обвиняют в «византийском коварстве и хитрости». Это почти синоним сложности и высокой организованности византийского общества. Интересно, к примеру, что один такой критик, конспиролог, Бэйли,  обвинил императора Юстиниана в утаивании информации о природной катастрофе  536 года[iii].

Что касается Запада, то заметное проявление его конспирологических  потенций проявил факт еврейских погромов, о статистике и вероятных причинах которых я как-то писал. К примеру, евреев объявили тогда виновниками эпидемии чумы[iv].

Теоретиком новой волны конспирологии в Новое время является А. Дугин[v]. Опуская ранние этапы, он обращается сразу к 18-19 векам.  Вот что он пишет, к примеру о подозрениях против масонов: «Теория «масонского заговора» начала всерьез складываться с эпохи Французской революции, хотя и ранее в XVIII веке существовали довольно серьезные антимасонские выступления (см. «Письмо и консультация относительно Франк-масонов», написанное шестью докторами Сорбонны в 1748 году). Наиболее фундаментальными произведениями, разоблачавшими масонскую и антирелигиозную сущность Французской революции, были труды французского аббата Августина Баррюэля и англичанина Джона Робинсона, опубликованные, соответственно, в 1797 и 1979 годах. Любопытно, что Робинсон сам принадлежал к английской масонской ложе, но путешествие по Европе, и особенно по Франции и Германии, убедило его в радикальном отличии «антирелигиозного» континентального масонства от вполне лояльного по отношению к Церкви английского масонства. Название основного труда Робинсона говорит само за себя: «Доказательства заговора против всех религий и всех государств Европы, почерпнутые на ассамблеях Иллюминатов, Франк-масонов и литературных обществ» (Лондон 1797). Любопытно, что другим разоблачителем «масонского заговора» и непримиримым врагом Революции был также масон высшей степени посвящения Жозеф де Мэстр, который считается основоположником «абсолютного теократического консерватизма» и «отцом мировой контрреволюции».

Дугин не только критик части конспирологических идей, но  сам сторонник таких же идей, но другого извода, евразийского.

 



[i] Joseph Roisman "The Rhetoric of Conspiracy in Ancient Athens" University of California Press, Berkley, Los-Angeles, London (2006). 

[ii] Victoria E. Pagan  “Toward a Model of Conspiracy Theory for Ancient Rome,” New German Critique Volume 35 Number 1 103 (Spring) 27-49. 2008. 

[iv] //«Всего за годы «Чёрной смерти» на всей территории Западной Европы (до западных границ Литовско-Польского государства) было уничтожено примерно 300 еврейских общин. В некоторых случаях вышедшую из-под контроля антиеврейскую стихию пытались остановить власть имущие, которые благодаря относительной просвещенности ясно понимали, насколько абсурдны обвинения евреев в распространении «Чёрной смерти». Так, папа римский Климент VI в двух буллах (в июле и сентябре 1348 г.) решительно осудил погромщиков, заявив, что они поддались сатанинскому искушению, и объявил еретиками более всего усердствовавших в избиении евреев флагеллантов. Однако даже папские буллы, содержавшие разъяснения, что евреи страдают от чумы так же, как и христиане, и что «Чёрная смерть» свирепствует и там, где евреев нет и никогда не было, не остановили бесчинства фанатиков. Столь же безрезультатным оказалось осуждение антиеврейских бесчинств Карлом IV, императором Священной Римской империи германской нации, королем Петром IV Арагонским и некоторыми другими коронованными особами. Были также отдельные попытки городских властей предотвратить избиения евреев (бургомистр Страсбурга поплатился за это должностью). Но чаще владетельные князья и городские патриции поддерживали и даже поощряли антиеврейский террор, рассчитывая благодаря ему аннулировать свои долги евреям и присвоить их имущество» (ЕЭ, Черная смерть)//

[v] А.Дугин КОНСПИРОЛОГИЯ Москва, 2005


Tags: Великая Древняя Греция, Вокруг театр, История Европы, Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments