aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Мемы: Леда и лебедь versus женщина и осьминог.

/Немного несерьезно/.

Если демонстрировать контрасты между культурами, то  для этого такие мемы, которые в одной культуре есть, в другой - отсутствуют.  
Верней, их место занимают внешне  непохожие,  но внутренней странностью подобные  явления-мемы.

В европейской - есть такой диковинный  мотив, как Леда и Лебедь (Зевс), вдохновивший сексуальную фантазию не одной сотни художников.  
Вначале лебедь вел себя еще так-сяк, как страстный влюбленный - любовался Ледой, изучал внимательно её бёдра и грудь.


Museum Collection: Cyprus Museum, Nikosia, Cyprus
Date: 3rd AD
Фредерик Лейтон

Потом осмелел, начал ластиться, полез с поцелуями :


Микеланжело Буонаротти




Леонардо да Винчи - чудная у него есть еще картина, просто Леда, без лебедя, в окружении многочисленного потомства.


Джованни Рапити.

Леда, впрочем, Лебедя и сама подманивала, ласкала, - женская интуиция, "что-то будет":

Paul Prosper Tillier
\
Артур Марч.


А потом господин Зевс очень распоясался:


Рубенс (используя Микельанжело). Лебедь, заметим уже между бедрами Леды.





Николас Калмакофф - и тут то же самое.

А потом   приступил к решающим действиям:




Стивен Кенни


Фред Финауди.

Если кто думает, что греки или римляне не показывали такой ипостаси Лебедя-Зевса, то это неверно - в 1 веке уже знали, чего добивается этот зооморф и дали свой вариант совокупления.



Довольно очевидно, что Леда вставляет в себя пенис Зевса-Лебедя.




На римской мозаике происходит примерно то же, но ситуация дана в ином ракурсе.

Шарль Антуан Койпель еще в 18 веке отказался верить в конечное слияние с лебедем, у него тот лишь тень Зевса. Пока Леда милуется с лебедем, Зевс делает свое мужское дело:


Идея, впрочем, небогатая, фантазиям ставящая предел и потому не развиваемая дальше.

Понятно, что феминистки попытались лебедя кастрировать:



Женщины более мягкие - одомашнить, сделать из него  свое платье:


Наши современники-огламурить:


Есть замечательные изображения Леды и Лебедя в детских книжках:



Уорвик Гобл.

Ну, а сколько было поэзии на эту тему! Леда и Лебедь пропитали европейскую культуру, как молоко бисквитное печенье. (Еще картины на ту же тему в журнале Маринни - http://marinni.livejournal.com/390156.html  )
 

Казалось бы, мем этот уникальный? Ну, да и нет. В Японии у него есть довольно странный аналог: женщина и осьминог.

Основа сюжета - легенда об основателе могущественного клана Фудзивара - Фудзивара но Каматари (614-69) и перипетиях вокруг его сына Фудзивара но Фухито. Дочь Каматари была выдана за императора династии Тан, и тот после смерти Каматари послал его сыну, своему свояку, три прекрасных подарка, украденных по пути морским драконом. Фудзивара но Фухито (659-720) отправился на поиски жемчужины, познакомился и женился на красивой девушке, ловившей жемчуг, по имени Ама, которая родила ему сына (ее также завут  легендах Таматори-химэ, принцесса Таматори).
Ама-Таматори ради мужа и сына поклялась вернуть украденную жемчужину. После многих неудачных попыток дракон и его стражники как-то уснули, убаюканные музыкой, и Аме удалось вернуть жемчужину. Но за ней погнались морские чудовища. Ама разрезала свою грудь, чтобы спрятать жемчужину, и хоть и достигла берега, погибла от потери крови.
Погоня - Utagawa Kuniyoshi ( 歌川国芳) (ca. 1797 - April 14, 1861)
Утагава Куниоши.

Позже, однако. образ погони чудовищ за женщиной, ввиду его полисемантического значения (скажем просто, двусмысленности), был переосмыслен: Ами стала восприниматься то  жертвой насилия чудовищ, то просто любовницей осьминога.

Utagawa Kuniyoshi (Japanese: 歌川国芳) (ca. 1797 - April 14, 1861) - женщина защищает себя от осьминога.

Но другие "маляры" видели ситуацию иначе:
Cуншо Га (учитель Хокусая). Девушка и осьминог.
Не то угроза, не то попытка ухаживания.

Но еще до Суншо образы соития женшины и осьминога стали мотивами старых нецкэ и эта инновация получила свое развитие вместе с эволюцией темы у художников.
 


Вид спереди и вид сзади: нет сомнений - копуляция, причем женщине приятная!

Нецке начала 19 века



Нецке по мотивам следующей картины великого Хокусаи





Сон жены рыбака - Хокусаи. Ну и насилие стало сладострастием, совершающимся по доброй воле, пусть и во сне. Да еще и в варианте группен-секса: осьминогов два.


Таматори (Ама) и осьминог -Хокусай. Тут Хокусай выдал источник вдохновения - легенду о Таматори.
Интересно, что так женщина на гравюрах отдавалась разве что самураям. Так что осьминог - это самурай, что понятно: он входит в стражу Морского дракона.
  
Дальше пошло-поехало:
Сон жены рыбака - современный художник, Масами Тераока.  У осьминогов есть клюв, видимо, действует он им.




 
"Женщина и осьминог" - автор мне неизвестен Но слияние полное.

Много других примеров тут - http://yatsutko.livejournal.com/2825377.html Правда, там нет особой системы.
И главное, все ударилось в более резкую эротизацию, вплоть до какой то почти зоофильской порнографии.
Хотя есть и тонкие вариации в ключе, больше напоминающем о Леде и лебеде.

Легенду я прочел у Аллисон Фелл http://lotusgreenfotos.blogspot.com/2009_08_23_archive.html


Мотив такого восточного слияния уже в 20 веке стал проникать и в западную культуру. Хотя там место уже занятно Ледой и лебедем прочно. Но все же, как и в генетике, два гена с одной функцией имеют иногда смысл.

Несколько странное, если не сказать прямо противоестественное слияние женщины и мужчины, заключенного то в птице, то в морском чудовище играет на максимальный контраст женского и мужского начала. И в этом качестве такой мем оказался востребован в западной и восточной культурах. 


 
Tags: Великая Древняя Греция, Европейская история, Литература, Меметика, Символика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal