aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Меметика: Леонардо и женская улыбка. 1. Анализ

Ольге Гребенчук.

Леонардо, говорят. подделал Туринскую плащаницу, отпечатав на ней себя. Это спорно. Но вообще был большой шутник. При том многое им было сделано куда как всерьез.

Леонардо, безусловно, был один из величайших гениев  всей истории человечества.  Он не только был блестящий инженер-изобретатель и художник, но человек, который глубоко исследовал язык символов, мифов, образов и дал собственные незабываемые мемы В этом последнем он - один из основных создателей  современной цивилизации. Не все его мемы  были толком изучены, надо думать. Не было тех сил и возможностей.  И лишь сегодня к его загадкам начинают присматриваться с точки зрения науки. Хотя еще более актуален был бы сравнительный  анализ его образов.

Чем хороша наука? Она анализирует и объясняет. Анализ, как главное оружие, конечно, во многих случаях хорош. Но объясните им природу и своеобразие влечения мужчины к женщине - получится нудно. Гормон сюда, нейромедиатор туда - к чему все это и что  объясняет, если чувство индивидуально? Впрочем, об сексе, увиденном через науку был забавный фильм - "Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить": там еще Вуди Аллен играет сперматозоида.

Чем хорошо - по контрасту к науке - художество: оно обращается к образам, предметам сложным, но очень важным для человеческого воображения и может высказаться на языке синтеза. Этот язык  может быть легко перевран или даже забыт, но может быть и открыт снова.

Так вот, о Леонардо, как создателе мемов. Не раз приходилось читать аналитику  об улыбке Моны Лизы. Небольшая коллекция решений  загадки в лоб, то есть через анализ единственной картины:
 

1. АМЕРИКАНСКОЕ  РЕШЕНИЕ 1 - В ГЛАЗА, СМОТРЕТЬ, ПОДЛЕЦ, В ГЛАЗА! 2003-03-12 / Независимая газета / Владимир Покровский "В городе Денвере прошла ежегодная конференция AAAS - Американской ассоциации содействия развитию науки...всеобщее внимание вызвал доклад доктора Маргарет Ливингстон из Гарварда... Главная загадка Великой Улыбки заключается в том, что человек то видит ее, то не видит. Сначала мы смотрим на картину - женщина мягко улыбается; чуть присмотримся и видим, что никакой улыбки нет и в помине.  "Мерцание улыбки я заметила, но не поняла, в чем дело, - вспоминает г-жа Ливигнгстон, - и осенило меня только тогда, когда я возвращалась домой на своем велосипеде".
По мнению Ливингстон, все объясняется устройством нашей системы визуального восприятия. А система эта включает в себя две области зрения - центральную и периферическую. То, что попадает в центральную область, видится четко, со всеми цветами и деталями, то, что мы видим периферическим зрением, размыто и воспринимается черно-белыми тенями и силуэтами.
Когда люди смотрят на чье-нибудь лицо, они первым делом обычно смотрят в глаза. Концентрируясь на глазах Джоконды, человек видит периферическим зрением ее рот и тени на щеках - тени эти усиливают впечатление кривизны губ. Но когда взгляд наблюдателя перемещается ко рту, тени перестают играть роль "усилителя улыбки" и Мона Лиза мрачнеет".
"Доктор Ливингстон предположила, что великий Леонардо добился столь поразительного эффекта, применив особую технику письма, - по ее мнению, он писал рот Джоконды, глядя в глаза портрета".
К этому же решению пришел позже профессор психологии Флориан Хуцлер (Florian Hutzler) из зальцбургского Центра нейрокогнитивных исследований. Видимо, не читал великую докторшу Ливингстон. Ая-яй! 

2. АМЕРИКАНСКОЕ РЕШЕНИЕ 2 - ИГРА В ПЯТНАШКИ С МОЗГОМ - membrana, 24 июня 2004 
Кристофер Тайлер (Christopher Tyler) и Леонид Концевич (Leonid Kontsevich) из научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско (Smith-Kettlewell Eye Research Institute) уверены, что тайна знаменитого произведения Леонардо да Винчи кроется в нас самих. Улыбка Моны Лизы в целом нейтральна. Как же получается, что люди, стоящие перед портретом, находят в ней и очарование, и иронию, и насмешку над наблюдателем, и сдержанную радость и даже лёгкую грусть...Всё дело в психологии нашего восприятия, говорят исследователи и в спорадических шумах, которые возникают в нашей «видеосистеме». Это колебания в числе фотонов, попадающих в отдельные клетки сетчатки, непосредственная ложная активация абсорбирующих пигментов, шумы в работе нейронов, которые несут визуальные сигналы в мозг. В результате картинка чуть искажается и кажется нам тем более «разной» и живой, чем больше времени мы на неё смотрим.

Для проверки версии учёные создали программу, которая вводила случайный визуальный шум — эквивалент снега, замеченного на ужасно настроенном телевизоре, в изображение полотна да Винчи. Случайные пятнышки, естественно чуть меняли мелкие детали в её улыбке. Они спросили 12 человек, как они оценили получающееся выражение лица Моны Лизы. И получили массу оценок — от «грустного» до «счастливого».Возможно, говорят исследователи, Леонардо знал об этом эффекте человеческого восприятия. Это одно из объяснений, почему его живопись настолько мощная.

3. ГОЛЛАНДСКОЕ РЕШЕНИЕ - СМЕСЬ ЭМОЦИЙ 16 дек 2005 РИА Новости   изложение статьи в   "The New Scientist".
"Расшифровка самой знаменитой женской улыбки в мире стала возможной благодаря новой компьютерной программе распознавания эмоций. Ее разработал ученый Нику Себе из университета Амстердама (Нидерланды) при поддержке ученых из университета Иллинойса (США).
Алгоритм, получивший название Urbana-Champaign, анализирует главные черты лица, в частности изгиб губ и морщинки вокруг глаз, потом оценивает лицо по шести главным группам эмоций.Для формирования точки отсчета любого анализа программисты также разработали эталон "нейтрального лица", составленного на основе множества женских фотографий".
 "Теперь же можно сказать официально: Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи была на 83% счастливой, на 9% - испытывающей чувство отвращения, на 6% - полной страха и на 2% - злой", - говорится в публикации журнала.

4. ФРАНЦУЗСКО-АМЕРИКАНСКОЕ РЕШЕНИЕ - МИКРОПУАНТИЛИЗМ.
"Полотно «Моны Лизы» представляет собой несчетное число слоев точек, нанесенных раздельными мельчайшими мазками. Эта техника чем-то напоминает пуантилизм, систему, принятую французскими неоимпрессионистами в конце XIX века, считает Жак Франк, консультант «Центра Арманда Хаммера по изучению наследия Леонардо да Винчи» при Калифорнийском университете (США). «Такой способ мельчайшего разделения тонов существует со времен Древнего Рима, — сообщил Франк. — Леонардо не выдумал эту технику, но он довел ее до высшей степени совершенства». Эта техника рисунка получила название сфумато, от итальянского слова fumo, «дым». Она придает изображению объем за счет того, что живописец очень тонко сочетает свет, тень и контуры... По мнению Франка, глаза и улыбка в картине Леонардо содержат 30-40 мазков на один квадратный миллиметр, то есть Леонардо работал как миниатюрист.

«Он писал чуть ли не по одному миллиметру в день, — считает Франк. — Это означает, что, скорее всего, Леонардо создал свою «Мону Лизу» за десять лет».


http://dsc.discovery.com/news/briefs/20060403/monalisa_his_zoom0.html
Надо сказать, что Жак Франк анализирировал не одну Мону Лизу. Но все с той же точки зрения - через микропуантилизм.

5. ИТАЛЬЯНСКОЕ РЕШЕНИЕ - МОНЕ ЛИЗЕ ГРОЗИТ ИНФАРКТJohn Hooper in Rome guardian.co.uk, Tuesday 5 Jan  Вито Франко (Vito Franco) из университета Палермо диагностировал у Джоконды ксантелазму, отложение холестерина по левому глазу и по липоме, и отложение триглицеридов - по опухолевому виду  одной из рук.   С улыбкой дело темное, но болезнь уже сказывается на лице.

Ну, хорошие и полезные все соображения, хотя и делающие Леонардо просто волшебником, все понимающим и контролирующем на микроуровне, а не стоит ли попробовать подойти иначе,  с точки эволюции женской улыбки на полотнах Леонардо?

 Об этом далее.

 
Tags: История Европы, Меметика, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Ровесницы культуры Негада (Египет) в Европе.

    Стоит посмотреть на Балканы 5-4-тысячелетий, видишь активное развитие разных местных культур, но особенно интересен период, примерно соотвествующий…

  • Спартанский воин

    Спартанец поправляет поножи на левой ноге. Бронзовая ручка лаконийского кратера Национальный археологический музей, Афины. 555-540 BCE

  • Микенский дворец в Лаконии (Спарте).

    Холм св. Василия. Дворцовый комплекс 16-17 вв до н.э (микенской эпохи) был разрушен в результате пожара в конце 15 или в начале 14-го века до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments