aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Праздник Громница: первая спица языческого годового цикла.

 Вчера, 2 февраля, некоторые славяне - сербы, чехи - отмечали Громницу или  Громнице (Hromnice на чешском),  то есть день Перуна (и/или его жены  Молнии). У белорусов он отмечается 15 февраля (то есть также 2-ого, но по старому стилю).  В русском календаре ему соотвeтствует Сретенье.
Считается, что Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Свjетло».

Характерно, что Громнице находится примерно посередине  между Зимним солнцестоянием и весенним равноденствием и потому  напоминает о соответствующем празднике кельтского годового цикла. В нем  год делится на 8 частей и потому изображаемого в виде колеса с 8 спицами-праздниками, как  это представлено на рис. 1
 

Рис. 1. Кельтская схема года и "спицы"- переходы. Наиболее старые праздники кельтов, однако,Yule и 4 промежуточных. Однако, конечно же, 2 дня  равноденствия и день солнечного солнцестояния, которые стали объектом празднования у новоязычников, кельтам были известны, и им соответствуют некоторые группы праздников и обычае. 

Логика календаря просто и понятна: год можно делить на 4  сезона: зима (22 декабря - 21 марта), весна (22 марта-21 июля), лето (22 июля -21 сентября) и осень (22 сентября-21 декабря). Или же на целых 8 сезонов, 4 с теми же названиями, но вдвое сокращенных , и 4 промежуточных сезонов: 22 декабря -2 февраля - зима, 3 февраля - 21 марта (зимовесна),  22 марта-30 апреля (весна), 1 мая - 21 июня (веснолето), 22 июня - 1августа (лето), 2 августа - 21 сентября - летоосень, 22 сентября - 30 октября (осень), 1 ноября - 21 декабря (осенезима).  По соответствующим иллюстрациям (рис. 2.)можно видеть, какие состояния природы  имеются в виду под основными и переходными сезонами
 

Рис. 2 Иллюстрации с схемам 8 сезонов.


 Славянская мифология, которая во многом повлияла на адаптацию церковного календаря, некоторые из церковных  дат несколько преобразила. Однако, в некоторых случаях переходы видны по сохранившимся обычаям, в некоторых большим количеством примет вокруг такой даты, а в некоторых - прямо по содержанию приметы.

Чехи о Громнице пишут, что в этот день Перун приходит на помощь юному богу Сварогу или Яровиту, чтобы помочь им победить темные силы и скинуть власть зимы. До 19 века бытовали различные ритуалы, например, в этот день передвигали мебель - "гремели", махали топорами перед воротами (топор - атрибут Перуна), изгоняли злых духов. По погоде этого дня судили о том, как близка весна и какой будет урожай. Так, если в этот день было солнце, зима продолжалась долго, и наоборот, снег и пасмурное небо (как вчера) сулили близкую весну.

Ну, и много поговорок, которые говорят о пересечениии рубежа:
Hromnice - jara svíce.                        Громнице - свеча весны.
Hromnice - zimy a léta směsice.      Громнице - смесь зимы и лета.
Na Hromnice - zimy polovice.   На Громнице - половина зимы.

Русский народный календарь интересно трактует Сретенье:
На Сретение зима с летом (с весной) встретилась.
На Сретение кафтан с шубой встретились.
Покров - не лето, Сретенье - не Зима.

В Белоруссии были интересные обычаи, связанные со Сретеньем-Громницей:
в народной традиции церковное «Стрэчанне» получило яркий дополнительный оттенок и стало восприниматься, как встреча зимы с весной:

А ў на сёння Стрэчанне, Стрэчанне,
Зіма з летам стрэлася, стрэлася.
Лета зіму піхнула, піхнула
І ножачку звіхнула, звіхнула.
Зіма пайшла плачучы,
Лета пайшло скачучы, скачучы.

В этот день в церкви или костеле освящали свечки. После освящения свечки назывались «грамнічнами», они играли большую роль во многих обычаях и обрядах на протяжении года.

После того, как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала ее. Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом совершал подобное действие с волосами всех членов семьи, начиная со старших. Затем вся семья шла в хлев, где хозяин крестообразно опаливал шерсть каждого животного, дотрагивался огнем до стен и дверей. Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении. Это был обряд «агністага крыжавання».

 
Но предсказания погоды  в русском календаре - противоположные чешским. Климат в России посуровей и вегетативный период короче, так что даже то, что тут в церкви все еще пользуются юлианским календарем, который отстает от грегорианского уже на 13 дней, скорее работает на  переходы начала года, которые опаздывают. Впрочем, осенние переходы зато спешат.
 
Я собрал также в одну таблицу праздники чешского, русского и кельтского календарей, которые связаны с переходами и могут иметь примерно одну ту же основу. Возможно, конечно, что часть, связанная с осенью, будет еще подкорректирована.

Таблица 1. 8 «спиц» - праздников годового календаря.

 
То есть в народных календарях заложены похожие структуры. Надеюсь еще вернуться к этой теме.

Некоторые источники:
http://visual-esoteric.livejournal.com/876.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Mabon_(Wicca)#Autumnal_Equinox
http://en.wikipedia.org/wiki/Yule
http://en.wikipedia.org/wiki/Lughnasadh


 
 
 
Tags: Европейская история, Меметика, Русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments