aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Английский поэт и Россия Ивана Грозного.




Английский торговый корабль 16 века.

" В июне 1568 г. от английских берегов отправился корабль «Гарри», на борту которого находилось королевское посольство в далекую «Московию» сэра Томаса Рандольфа. В посольской свите, состоявшей, как писал Рандольф, наполовину из джентльменов, жаждавших посмотреть мир, обязанности секретаря посла исполнял поэт Джордж Турбервилль, будущий автор трех посланий в стихах, адресованных из России друзьям в Англию.

Джордж Турбервилль (1540?—1610?) происходил из старинного дорсетширского рода Д'Эрбервиллей (или Турбервиллей) и обучался сначала в колледжах Винчестера и Оксфорда, а в начале 60-х годов поступил, видимо, на королевскую юридическую службу. К этому времени он успел уже заявить о себе несколькими сборниками поэтических переводов и стихов..."

Турбервилль пробыл с посольством год в России и оставил несколько писем.

Послания из России написаны стихами, они  дают примечательную картину хозяйствования, характерных мод, привычек в то время, что кажется мне интересным.  
Кроме того, описана опричнина.

Цитаты, касающихся этих моментов:

Крестьяне.


"Песчаная почва здесь не слишком-то плодородна,
Здесь больше пустующей и лесистой земли, чем участков, пригодных к посевам.

Однако хлеб растет, его они
несвоевременно убирают
И жнут, или до того, как сжать, они связывают его в кучу на стеблях,

Сноп к снопу — так сушится их урожай.
Они очень торопятся, страшась, что мороз уничтожит зерно,
К зиме становится земля столь гладкой,
Что ни травы, ни злаков на пастбищах не найти.
Тогда они заботятся о скоте: овца, и жеребенок, и корова
Устраиваются прямо у постели мужика, разделяя его кров.

Их он снабжает фуражем и дорожит ими, как жизнью,
Так они зимуют вместе с мужиком и его женой..
." 

Скот и пища.

"Их звери, как и наши, насколько довелось мне видеть,
По виду и размерам, но несколько помельче 
На вкус водянисты, как английская говядина,
И все же они любят и употребляют эту пищу.
Их овца очень мала, коротко острижена, [шерсть их] длиной с кулак.

Большие стаи птицы живут на суше и на море, а также в тростниках,
Бесчисленное множество превращает их в бесценок,
Но никто в крае не знает, как следует готовить мясо.
Они не пользуются ни вертелом, ни прутом, но когда печь раскалится,

Они кладут дичь в котел и варят таким образом ее.
Здесь не знают олова, а миски — лишь из дерева.
Никто не пользуется деревянными подносами, но чашки очень искусно вырезают из березы.

Едят только деревянными ложками, которые висят
У каждого мужика на поясе, нисколько их не стесняя.
Вместе с двумя-тремя ножами; чем богаче человек, тем их больше,

Знатнейшие в Русской земле ходят с ложками и ножами"
.

Дома
"В строительстве не используется камень; из досок кровля,
Они плотно пригнаны друг к другу; все стены строятся из бревен,

Как мачты мощных и больших, а между ними проложен мох.
Для спасения от плохой погоды трудно представить себе
Более надежное устройство
; на кровлю они насыпают

Толстым слоем кору, чтобы предохраняла от ливней и снегопадов.
В каждой комнате печь, которая служит зимой;
Они имеют большой запас дров, столько, сколько могут сжечь.

У них нет английского стекла, прозрачные куски породы,
Называемой «слюда», используются для окон, английское стекло не требуется.

Они нарезают ее очень тонко и сшивают нитью
Красиво, наподобие рамы, чтобы устроить повседневную жизнь
.

Никакое другое стекло не даст лучше света, поверь,
А порода эта недорога, цена ее совсем незначительна.

Главнейшее место у них то, где висит их бог.
Хозяин дома сам не сядет там никогда,
Лишь когда приходит лучший гость, он отводит его на это место.

Пришедший должен поклониться богу до земли, касаясь лицом,
И помещается на этом самом месте, почитаемом как святое.

Когда гость ложится, то в знак особого почета
Вместо постели у него будет медвежья шкура,
А вместо подушки ему кладут седло под голову.
В России не бывает другого покрова.
И если постель нехороша, то изголовье не столь уж плохо.
Я недоумевал часто, что заставляет их так спать.
Ведь в стране много птицы и пера в Избытке;
Разве что оттого, что страна эта груба,
Они боится удовольствия, которое получают их тела.
Я бы не хотел, чтоб ты был с нами и видел, как я стоял в ужасе
",




Прически тех времен.

"Русские люди полнотелы,
Большинство имеет животы, скрывающие талии,
С плоскими головами и лицами, ничего не выражающими,
Но коричневыми из-за близости очага и воздействия воздуха.
У них есть обычай обривать или стричь волосы
На голове
. Никто не носит в этой стране вьющихся локонов,
Кроме тех, кто имеет нерасположение от господина своего.
Тогда он больше не обрезает свои волосы, пока его не простят..
."

Одежды.

"Одежда их невесела и неприятна для глаз.
Шапка возвышается над головой, она торчит очень высоко.
Колпак называют они ее. Они совсем не носят брыжи.
Знать имеет воротники, украшенные жемчугом, рубашка называют.

У русских длинные рубахи, они их вышивают по низу
И на рукавах цветными шелками на ширину более двух дюймов
.

Поверх рубахи надевают одежду-жакет.
Под названьем однорядка
; вокруг толстой талии завязывают [256]
Свои портки, на место славных бриджей.
Одежда вся из льна, нет никаких вариантов.
Пару вязаных носков, чтоб сохранить тепло,
Вместе с башмаками носят в России; их каблуки подбиты
Пластинками железа, а носок заострен
.
Поверх всего надевается шуба меховая, так ходят русские.

Пуговицы на шубе — по положению:
У кого из шелка и серебра, а у беднейших
Нет вовсе шуб, они носят большие одеяния,
Закрывающие их до икр, которые зовутся армяк  —
Так одеваются у русских
 ".

"Нет ничего более лживого, чем их жалкие одежды.
Даже самый ничтожный из них ездит верхом,
Женщина также, в отличие от нашей, ездит рысью верхом.
В ярких цветных одеждах мужчины и женщины ходят
На каблуках. Все, кто имеют деньги, взбираются на каблуки.

Каждая женщина носит висячее кольцо в ухе 
Согласно древнему обычаю, некоторые этим весьма горды
.
Походка их степенна, а выраженье лиц мудро и печально,
Но все же они следуют плотским грехам, привычке к недостойной жизни"




Всадницы на вышивке - увы, лишь 19 века. Однако, считается, что вышивки опираются на многовековые традиции.


Всадники.

"Богатый ездит верхом
От места к месту, его слуга, следуя за ним, бежит рядом.
Казак носит свой войлок, предохраняющий от дождя.
Их уздечки не столь нарядны, а седла и совсем просты.
Удил нет, а только везде уздечки, седла сделаны из березы.
Они сильно напоминают шотландские седла, [имеются на них] широкие попоны, хранящие колени
От лошадиного пота; подстилки стелют намного длиннее
И шире наших. Они используют во время войн короткие стремена.

Так, когда русского преследует жестокий враг,
Он ускачет прочь и, неожиданно повернувшись, поражает его из лука. 

Я бы не смог так изогнуться в седле, как он,
Да к тому же и поразить врага, который его преследует.
Их луки очень коротки, сильно напоминают турецкие,
Они сделаны из сухожилий и березы очень ловко.
Маленькие стрелы с острыми наконечниками бывают беспощадны, как молнии.

Пущенные из этих луков, они не дадут спастись.
Они редко подковывают лошадей, если только не используют их

Как почтовых по зимним дорогам. Тогда, чтобы они не скользили,
Они подковывают их тонкими подковами  с шипами и едут.
Лошади в этой стране хорошо проходят 80 верст  в день
И все без шпор. Однажды их пришпорят, и они скачут.
Но если они не едут, то русский вынет кнут
И бьет их по ребрам. Хотя все они обуты в сапоги.
Но во всей стране ты не увидишь пары шпор"
.


Посадка, стрелы, короткие стремена, отсутствие шпор, большая попона на лошади - многое напоминает манеру езды монгольского всадника и известной китайской миниатюры.


/Куликовская битва. Русские войска побеждают татар. Миниатюра из Лицевого свода XVI в. 


Игроки.

"Обычная игра здесь — шахматы, простейшее желание
Делать шах и мат, практикой достигли они искусности [в игре].

Еще они играют в кости, как кутилы; самые бедные жулики
Сядут даже в открытом поле, чтобы обыграть.
Их игральные кости очень маленькие, наподобие таких же,
Какие мы имеем. Он их поднимет, бросит через большой палец,

Но не трясет ни йоты; они подозрительны в игре,
И все же, я полагаю, у них отсутствует искусство, свойственное этой игре
".


Власть (фактически, описывается опричнина Ивана Грозного).


"...Чем на такой дикой земле, где законы не властны,
Но все зависит от воли короля — убить или помиловать,
И это — без всякой причины; на все то воля божья.
Но какое дело нам до королей? Не следует трогать святых.
Постигни остальное сам и подумай, какую жизнь они ведут,
Там, где страсть является законом, где подданные живут в постоянном страхе,

Где лучшие сословия не имеют надежной гарантии
В сохранности земель, жизней, а неимущие расплачиваются кровью.
Все пошлины идут в распоряжение князя,
И весь доход поступает и идет королевской короне
.

Боже правый! Я вижу, что ты задумался над тем, что я сказал сейчас.
Но это правда; нет выбора, и все преклоняются перед волей князя.

Так Тарквин правил Римом, как ты прекрасно знаешь,
И какова была его судьба, я думаю, ты помнишь сам.
Где забота о всеобщем благе покоится лишь на подчинении,
А страсть является законом, там правление должно со временем прийти в упадок..
."





Казни бояр при Иване Грозном. Лицевой летописный свод XVI в. Обратим внимание также на детали одежды и обуви: колпаки, длинные рубахи палачей, кафтан царя, высокие каблуки сапожек, острые носы,


Напитки.


"...Народа, способного быть в свите Бахуса, поскольку пьянство в их природе.
Пьянство — все их наслажденье, баклага — все, за что они держатся,
А если однажды имеют трезвую голову, то и тогда нуждаются в советчике.
Если он пригласил на праздник друзей, то не будет скупиться:

Для них к обеду достанет дюжину сортов питья,
Таких напитков, какие есть у него и водятся в этой стране.
Но главными будут два: один зовется квас, на нем живет мужик,

Он легко приготавливается и водянист, но несколько терпкий на вкус,
Другой — мед из пчелиного нектара, которым они склеивают губы


Иван Грозный на свадьбе Симеона Бекбулатовича Лицевой летописный свод XVI в.

Гомосексуализм и блуд.

"Возможно, мужик имеет веселую, обходительную жену,
Которая служит его грубым прихотям,— он все же ведет животную жизнь,

Предпочитая мальчика в постели женщине,
Такие грязные грехи одолевают пьяную голову.
Жена, чтобы вернуть долги пьяного мужа,
Бросается от вонючей печи к дружку, превращая в публичный свой дом"
.

Хороший материал по материальной и общественной культуре.  Поэт хоть и был предвзят к вере русских и их моральным качествам, но оставил "моментальные снимки".
Tags: Русская история, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments