aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Появление идей евгеники в Древней Греции. Часть 1.

 

Я ранее на  примерах показывал, что многие идеи, которые кажутся нам современными, возникли еще во времена Древней Греции. То же самое относится к идеям евгеники, которую, как считалось, создал Фрэнсис Гальтон в 1883.
 
Для общества, в котором развита селекция животных и растений, идеи евгеники более или менее естественный результат  обобщения и развития идей селекции. Но, вообще-то, одного этого недостаточно: нужны идеи воспитания, которые также влияют на личность, конкурируя с генетикой. А также обязательна и роль правильного понимания качеств женщин, которые должны быть уравнены с мужчиной.

Платон.

1. Вот как    Платон в «Государстве», исследуя вопрос о стражах, необходимой и лучшей части его утопии, пишет, перечисляя качества, необходимые им: — «…   они должны быть кроткими к своим людям и грозными для неприятеля,..  по своей природе еще и стремиться к мудрости... безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости, и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным».

2. Далее вступает идея генетики качеств «Хотя все члены государства братья (так скажем мы им, продолжая этот миф), но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников.  Вы все родственны, по большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое; то же и в остальных случаях. От правителей бог требует прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами и ничто так усиленно не оберегали, как свое потомство, наблюдая, что за примесь имеется в душе их детей, и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники. Ведь есть предсказание, что государство разрушится, когда его будет охранять железный страж или медный…»

 

3. Чтоб собаки не оказались волками, (а стражи – неправедными милиционерами российского типа – С. А.).  Самое ужасное и безобразное — это если пастухи так растят собак для охраны стада, что те от непослушания ли, с голоду или по дурной привычке причиняют овцам зло и похожи не на собак, а на волков.  Надо всячески остерегаться, чтобы помощники [правителей], раз уже они превосходят граждан, не делали бы у нас по отношению к ним ничего подобного, но оставались бы их доброжелательными союзниками и не уподоблялись свирепым владыкам.

4. Важнейший вопрос – выбор жен стражей. Тут автор пускается в логическое построение», исходящее из идеи равенства полов во множестве отношений и, как результат, в нахождении и в женщинах качеств стражей:  «В таком случае, я думаю, мы скажем, что по своим природным задаткам одна женщина способна врачевать, а другая—нет, одна склонна к мусическому искусству, а другая чужда Музам… А разве иная женщина не имеет способностей к гимнастике и военному делу, тогда как другая совсем не воинственна и не любит гимнастических упражнений?…Что же? И одна склонна к философии, а другая ее ненавидит? Одной свойственна ярость духа, а другая невозмутима?... Значит, встречаются женщины, склонные быть стражами и не склонные. Разве мы не выбрали и среди мужчин в стражи тех, кто склонен к этому по природе? Значит, для охраны государства и у мужчин, и у женщин одинаковые природные задатки, только у женщин они слабее, а у мужчин сильнее… Значит, для подобных мужчин надо и жен выбирать тоже таких, чтобы они вместе жили и вместе стояли на страже государства, раз они на это способны и сродни по своей природе стражам».

По Платону такие женщины должны воспитываться сопоставимо с мужчинами –  и литературе, и гимнастике (причем, тренироваться и состязаться голыми, как мужчины), и быть причастными к военному делу – но пропорционально своим силам.

5.Общность жен и детей «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Далее, в развитие тезиса, появляется евгеническая идея:

Скажи мне вот что, Главкон: в твоем доме я вижу и охотничьих собак, и множество птиц самых ценных пород. Так вот, ради Зевса, уделял ли ты внимание их брачному соединению и размножению?

— То есть как?

— Да прежде всего хотя они все ценных пород, но разве среди них нет и не появляется таких, которые лучше других?

— Бывают.

— Так разводишь ли ты всех без различия или стараешься разводить самых лучших?

— Самых лучших.

— Что же? Лучше ли приплод от совсем молодых, или совсем старых, или же преимущественно от тех, что в самой поре?

— От тех, что в самой поре.

— А если этого не соблюдать, то как ты считаешь — намного ли ухудшится порода птиц и собак?

— Я считаю — намного.

— А как ты думаешь насчет лошадей и остальных животных? Разве там дело обстоит по-другому?

— Это было бы странно. — Ох, милый ты мой, какими, значит, выдающимися людьми должны быть у нас правители, если и  c человеческим родом дело обстоит так же.

 

Ну, и вопросы селекции оставляются правителям, а для того и нужно особая тайна происхождения: «…лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими и что потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет, раз наше небольшое стадо должно быть самым отборным. Но что это так делается, никто не должен знать, кроме самих правителей, чтобы не вносить ни малейшего разлада в отряд стражей».

И так далее. Это все  идеи вполне евгенические[1].



[1] Ajavon FX. [Three historical examples of eugenics before Galton (1883): Plato, Soranus and Vandermonde]. (part 1)  Vesalius. 2005 Dec;11(2):70-5. (part II).Vesalius. 2006 Jun;12(1):25-9.

 

Tags: Великая Древняя Греция, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Ровесницы культуры Негада (Египет) в Европе.

    Стоит посмотреть на Балканы 5-4-тысячелетий, видишь активное развитие разных местных культур, но особенно интересен период, примерно соотвествующий…

  • Спартанский воин

    Спартанец поправляет поножи на левой ноге. Бронзовая ручка лаконийского кратера Национальный археологический музей, Афины. 555-540 BCE

  • Микенский дворец в Лаконии (Спарте).

    Холм св. Василия. Дворцовый комплекс 16-17 вв до н.э (микенской эпохи) был разрушен в результате пожара в конце 15 или в начале 14-го века до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments