aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Появление идей евгеники в Древней Греции. Часть 2.

 Аристотель и Соран Эфесский

Аристотель был критик многих идей Платона, но вместе с тем он разделял и развивал идеи евгеники, хотя смысл и цель ее применения связывается с другими общественными проблемами – прежде всего, усиления и стабилизации общества.
В его трудах ощущается, как остро вставала перед тогдашней Грецией проблема демографической перенаселенности. Часть мер, предлагаемых Аристотелем, направлена на ограничение рождаемости, на элиминацию родившихся уродов и умственно отсталых, на аборты, на запрет нежелательного потомства от преступников и душевнобольных. Правда, он не поддерживает идею особого военного сословия избранных. Его смущает и Спарта с ее уничтожением слабого потомства. Эти меры ведут лишь к усилению военной силы общества. По Аристотелю намного более совершенны порядки, предлагаемые Фалеасом Халкедонским или Гипподамом Милетским . Правда, те не были евгениками, но предлагали социальные решения: Гипподам был основатель правильного градостроительства, а о Фалеасе и идеях того же круга И. Ф. Наживин в книге «Софисты» писал: «Фалеас из Халкедона говорил о необходимости уравнять состояния, о национализации всей промышленности, которую должно вести государство руками рабов, что так блестяще века спустя выполнила потом Москва. Гипподамос предлагал разделить граждан на три класса: промышленных рабочих, крестьян и солдат. Платон тоже очень задумывался над проклятыми вопросами иллюминации и замышлял дела планетарные: он -- наивность его была, воистину, беспредельна -- замышлял передать управление государством ни много ни мало, как... философам, хотя не указывал, кто же будет определять, философ человек или не философ. … Платон же думал и о национализации семейной жизни».
То есть евгеника появляется в моменты, которые связаны с кризисами, с попытками централизации власти. Государство по Платону и Аристотелю берет на себя регуляцию потомства, перенимая это право у отцов семейств, и само как бы становится отцом общества.
Все это идеи кризиса греческого общества, 4 века до н.э. С поражениями Древней Греции и победой Рима эти проблемы на время отошли на задний план, но не исчезли совсем. Так, Соран Эфесский (98-138), акушер и гинеколог, обращается к идеям абортов и отбраковке слабого потомства. Он осуждает германцев и скифов за то, что они оставляли в живых лишь тех новорождённых, которые выживали в ледяной воде, но считал правильным по евгеническим соображениям, что ненормальных детей отдавали акушеркам или бросали за городом.
Христианство надолго отложило евгенические проблемы, и к ним оно вернулось достаточно нескоро. И снова в утопическом сочинении – Мор, «Утопия» (опубл. в 1516) Кампанелла, «Город Солнца» (1602, опубл 1616), причем у первого в качестве средства предотвращения ошибок брачующиеся предстают друг перед другом голыми, а у второго помимо прочего в дело вступает астрологический подбор пар и правильный выбор времени зачатия. То есть тут еще евгеника очень специфическая, менее развитая, чем у греков.
Но и так: расстояние во времени между идеями Аристотеля и Платона и возврата к ним Мора и Кампанеллы составляет 1850 и 1950 лет, а если считать основателем новой евгеники Гальтона, то уже 2200 лет. Заметим, что во времена Гальтона и контекст евгенических проблем стал подобен – Мальтус и проблемы демографического роста, все большего усиления государства, развития медицины, эмансипации женщин, внимание к биологии человека.
То есть мы имеем еще один хороший пример возврата к Древней Греции и ее проблемам – уже позднего этапа ее существования.
Tags: Великая Древняя Греция, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments